Повесть А. Лиханова «Благие намерения»: краткое содержание, авторская позиция и анализ текста
Нельзя ребёнку оставаться без семьи. Кто научит его способности любить этот мир? Кто подарит ласковое слово? Кто защитит от зла и жестокости? Кто отвратит от дурного влияния?
А если некому? Что тогда? О путях исправления этой жестокой несправедливости пишет А. Лиханов в своей повести «Благие намерения».
«Благими намерениями...» (О повести А. Лиханова)
Проблеме современного сиротства посвящена книга Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание повести может уместиться в нескольких словах: молодая учительница прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и попыталась найти им родителей, но не всем из своих учеников она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать. Это произведение – одно из главных в творчестве писателя.
Альберт Анатольевич Лиханов – защитник детства
Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.
Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю в 1981 году.
Писатель с энтузиазмом воспринял перестройку. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.
В своих книгах автор остаётся убеждённым борцом с уродствами жизни современного общества. Критерием здоровья нации он считает счастье ребёнка, именно этим он проверяет, насколько гуманен мир.
А дети в стране по-прежнему оказываются беззащитными перед жестоким равнодушием взрослых людей и безразличны даже своим близким. Альберт Анатольевич Лиханов считает своим долгом напомнить современникам о том, что у нации, которая не заботится о детях, не может быть будущего.
Образ главной героини
Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения.
Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.
Ретроспективный рассказ – такова композиция повести Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание истории главной героини таково: зрелая женщина вспоминает о своей юности, о первых самостоятельных шагах в жизни, которые были трудны. Трудности возникают потому, что во всём руководствовалась Надежда Победоносная (как называет её директор интерната) исключительно своими чувствами. Жалость к несчастным детям поразила её в самое сердце и пробудила в ней стремление устроить их судьбы. Чувство вины перед детьми, пострадавшими из-за людей, не способных думать о ком-то, кроме себя, заставило её взять на себя ответственность за их судьбы.
Руководствуясь своими чувствами, главная героиня безошибочно находит своё призвание - служение добру и долгу.
Люди раскрываются в отношении к ребёнку
Необходимо полностью погрузиться в мир отношений взрослых и детей в произведении Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание не даст полного представления о глубине этого произведения.
В отношении к ребёнку проявляется человек таким, каков он есть.
Бездетная чета Запорожцев – люди на вид интеллигентные - явно отрицательно влияют на ребёнка, которого они выбирают среди других детей, ориентируясь на внешний вид, как вещь.
Самая красивая девочка введена в их семью. Уже после первого опыта общения с ними она изменилась. Шубки, красивые платья, дорогие игрушки, автомобиль, на котором её увозили и привозили Запорожцы, испортили её характер. Почти сразу она почувствовала себя вознесённой над всем, привилегированной, особенной.
И тем больнее ей было вернуться после предательства этих двух самодовольных мещан в своё обычное сиротское положение. Выражая свой протест, Алла сжигает подарки от бывших приёмных родителей. Надежда Георгиевна не может наказать ребёнка за устроенный пожар. Она хорошо понимает девочку, но при этом в ней пробуждается уверенность, что предательство Запорожцев – благо для Аллочки. Кем бы она выросла в этой семье? Копией ограниченных самовлюблённых эгоистов?
Инженер Степан Иванович, в отличие от Запорожцев, отказался от Севы Агапова по причине, не зависящей от него. Кроме того, он никогда не говорил, что собирается усыновить Севу. Он искренне переживает, отправляясь в длительную заграничную командировку, и обещает сразу восстановить дружеские отношения с мальчиком по возвращении. Вынужденная разлука драматична не только для Севы, но и для Степана Ивановича. Однако всё же есть основания сказать, что и в этом случае взрослый не идёт до конца в своих благих намерениях в своём отношении к ребёнку.
Нужно вдумчиво отнестись к прочтению повести «Благие намерения». Анализ произведения откроет понимание самых непостижимых вещей. Пример одной такой загадки – это отношения Ани Невзоровой с её матерью.
К девочке успела привязаться одинокая Евдокия Петровна, но Аню преследует родная мать, лишённая родительских прав. И в новогоднюю ночь она выкрала девочку. Дальнейшие события свидетельствуют, насколько опасны для ребёнка контакты с матерью, напоившей ребёнка шампанским.
Анечка, всё понимая про свою маму, очень переживает за неё и отказывается быть удочерённой Евдокией Петровной. Тут явно тот случай, когда ребёнок оказывается внутренне духовно сильнее взрослого человека. Делясь с Надеждой Георгиевной своими мечтами, Аня излагает свой план по «удочерению» матери. И Надежда понимает, насколько крепки ростки ответственности в этом маленькой девочке, намного крепче они, чем во взрослой женщине, лишённой родительских прав.
Что даёт такую силу маленькому ребёнку? Любовь, всепрощающая, всепроникающая, святая и простая любовь.
Счастливые семьи в повести Лиханова
Есть и примеры счастливых семей в повести «Благие намерения». Краткий пересказ отношений самой Надежды с её матерью может послужить этому доказательством: мама любит Надю как умеет, дочь обожает свою маму. Но однажды дочь выходит из-под материнского контроля. Мама сначала обиделась, а потом простила Надежду. Дочь была очень рада примирению, но к маме не вернулась. Вот и всё. Но это обычная ситуация в каждой нормальной счастливой семье.
Такой является семья Аполлона Аполлинарьевича и Елены Евгеньевны, директора и завуча интерната. Их сын тоже устраивает родителям сцены неповиновения, но взаимная любовь родителей и детей побеждает всё.
Идеальная семья – дочь и мать Мартыновы. Наталья Ивановна Мартынова – директор детского дома, в котором жили дети до прибытия в интернат.
Этот персонаж очень важен для понимания идеи всего произведения, хотя образ Мартыновой является второстепенным в повести Лиханова «Благие намерения». Краткое содержание той части повести, в которой даётся её жизнеописание, укладывается в несколько предложений. Пятьдесят лет отдала эта женщина детям-сиротам. Детский дом, в котором она работает, - образцовое место. В нём поистине всё для детей. Но она была бы рада, если бы однажды он закрылся.
И в этой судьбе как в зеркале отражена основная мысль всей повести: если есть несчастные дети, нужно всю свою жизнь отдать им, чтобы исправить это страшное зло.
Эта женщина живёт одной страстью – любовью к обездоленным малышам. Она отказалась от всего, что мешает её служению. Дочь похожа на свою мать не только внешне, она разделяет нелёгкое бремя ответственности, которую взвалила на себя Наталья Ивановна, и в отношении дочери к ней читается благоговение.
Есть что-то от святых в образах этих двух женщин, не зря же Лиханов, описывая их портретное сходство, упоминает об иконописных ликах. И отношения матери и дочери идеальны именно по этой причине: святые не ссорятся между собой, у них есть дела поважнее - служение добру и долгу.
Что позволяет назвать их святыми? Опять же любовь. Только тут идёт речь не о любви к своим детям, а о любви ко всем детям, ко всем людям. Уместно вспомнить: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот она – главная идея произведения Лиханова, и не только этого, а всякого хорошего произведения.
В судьбах этих святых образов просматривается и будущее Надежды Победоносной. Это судьбы людей, которые идут по дороге благих намерений до конца. И в конце этого пути их ждёт не ад, а что-то другое.