Астрахань, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и его история
С незапамятных времён душа православного человека находила успокоение и религиозное воодушевление во святых обителях, коими была столь богата Русская земля. На протяжении многих столетий они были очагами просвещения и родниками, питавшими духовную жизнь народа. Неоценимо их значение в истории России, формировании её культуры и национальной самобытности.
Обитель на волжском берегу
В середине XVII века рядом с земляным валом, защищавшим Астрахань от набегов степных кочевников, была основана обитель. Своим рождением она обязана епархиальному владыке митрополиту Савватию, из личных средств финансировавшему первые постройки. В архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, что в 1688 году на территории монастыря началось строительство храма в честь Иоанна Предтечи, руководимое старцем Александром и осуществлявшееся руками самой же братии.
Но, видно, прогневался в ту пору Господь на жителей волжских городов. Попустил Он в 1692 году разразиться страшной эпидемии чумы, которая охватила также и Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (так он именовался со дня своего основания) разделил общую участь – из всех его насельников в живых остались лишь два иеромонаха.
Но на всё воля Божья. Умерших погребли на братском кладбище, а на их место вскоре пришли другие иноки и послушники, которые продолжили начатое дело и в 1697 году завершили строительство храма. Тогда же была возведена и двухъярусная колокольня над святыми вратами – западным входом в Иоаннов монастырь, а вся территория обнесена прочными стенами со сторожевыми башнями по углам. Время было неспокойное, и зачастую святым обителям проходилось выступать в роли военных укреплений. Так произошло и на этот раз.
В осаде мятежников
В 1706 году полки мятежных стрельцов захватили Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, насельники которого оставались верными царю, стал в эти дни опорной базой для прибывавших правительственных войск. Когда же стало известно, что в его стенах находится сам фельдмаршал Шереметьев, то бунтовщики пошли на приступ, желая обезглавить верные Петру I силы.
В эти дни были проверены на прочность стены обители. Сквозь прорезанные в них амбразуры защитники вели огонь, отражая атаки стрельцов, а через святые врата совершали вылазки, обращая в бегство своих противников. Лишь с большим трудом удалось отбросить неприятеля от стен и спасти Предтеченский монастырь от пожара и разграбления.
Богопротивные деяния губернатора
Однако и после того, как утихли стрелецкие мятежи, недолго воцарились в обители мир и покой. В двадцатых годах того же XVIII века возмутителем спокойствия стал астраханский губернатор А. П. Волынский. Он, как известно, покровительствовал католическим миссионерам, развернувшим в Поволжье свою деятельность. На этой почве у него возник конфликт со всеми представителями духовенства, выражавшими недовольство его действиями.
В их числе оказался и архимандрит Иоасаф, возглавлявший Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань). Заточив в темницу служителя Божьего, он пытался силой заставить выдать ему монастырскую казну и прочие ценности, заранее спрятанные от возможного расхищения. Лишь случайность позволила настоятелю бежать и тем спасти свою жизнь.
Не преуспев в своём злодеянии, богопротивный губернатор тем не менее добился в 1723 году закрытия обители и учреждения в её стенах военного госпиталя. Все иноки были изгнаны, а монастырский храм получил статус приходского. Богослужения в нём продолжались, но находился он в руках белого, то есть не монашествующего духовенства. Лишь через четыре года после настоятельных требований епархиального владыки епископа Варлаама Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) вновь продолжил свою деятельность.
Строительство и благоустройство монастыря
В течение всех последующих десятилетий XVIII века на территории монастыря шло интенсивное строительство. Были возведены настоятельский корпус и новая каменная ограда, первый ярус колокольни переоборудован в храм Иоанна-Воина, и построена церковь иконы «Всех скорбящих радость». Были произведены и другие работы.
Но наиболее масштабное строительство развернулось столетием позже, когда в 1895 году был заложен величественный Сретенский храм. В тот же период все деревянные братские кельи снесли, а на их месте построили новые каменные.
Годы атеизма и богоборчества
Драматические события, развернувшиеся в стране с приходом к власти большевиков, захлестнули и Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был упразднён вместе с прочими святыми обителями страны. Службы в его храмах ещё некоторое время велись, но в 1929 году и они закрылись, а вскоре два из них – Иоанна-Воина и Иоанна Предтечи – были снесены. До наших дней дожил лишь Сретенский храм. Лишённый не только внутреннего убранства, но и куполов, он долгие годы использовался в качестве складского помещения.
Иноческая жизнь, вернувшаяся в Астрахань
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был возвращён патриархии в 1992 году, после чего сразу началось его восстановление. Поскольку за годы социализма храм и те из монастырских построек, которым посчастливилось уцелеть, пришли в крайне плачевное состояние, реставраторам предстояла большая работа. Кроме того, требовались значительные материальные средства. В этом отношении неоценимую помощь оказали как жители города, так и целый ряд общественных и коммерческих организаций.
Их трудами монастырь наконец был восстановлен. Сегодня, кроме молитвенного служения, его насельники ведут широкую религиозно-просветительскую работу среди населения, несколько поколений которого выросли, будучи лишёнными элементарных знаний о православии. При монастыре открыта религиозная библиотека и воскресная школа, в которой обучаются двести детей. Работает также и хоровая студия. Возрождённый после долгих десятилетий запустения, Иоанно-Предтеченский монастырь вновь вошёл в число наиболее значимых духовных центров России.