Дюймовочка - персонаж одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена

Сами знаете, что каждая сказка чему-то учит. Чему может научить сказка "Дюймовочка" Ганса Христиана Андерсена?

Представьте себе, многому! Ребёнок, знакомясь с маленькой-премаленькой девочкой, учится жить в этом огромном и порою страшном мире. Отправимся в путешествие по волшебной стране, созданной фантазией гениального сказочника, и вынесем из неё уроки жизни.

Одна женщина, колдунья и Дюймовочка

Одна женщина мечтала иметь ребёнка и пошла к колдунье. Почему она не родила себе ребёнка сама, не усыновила сиротку? Ведь так обыкновенно поступают те, кто мечтает о детях. Однако есть такая категория людей, которые не могут сами справляться со своими проблемами. Они и прибегают к услугам колдунов, магов, ведьм, экстрасенсов. Дело тут в том, что у такого человека есть желания, но нет способностей, творческой фантазии, жизненной энергии. Эта бедная женщина даже не может придумать девочке нормального имени, она не способна обеспечить малышке безопасность, беспечно оставляя ореховую скорлупку со спящей девочкой у открытого окна. Вполне закономерно, что она лишилась своего счастья.

Колдунья – образ человека, напротив, обладающего способностью к творчеству. В её силах из чего-то обычного, например из ячменного зёрнышка, сотворить нечто фантастическое, одухотворённое и одушевлённое. Но всё же колдунья – это простой человек, не всемогущий Бог, поэтому чудесное создание получилось маленькое-премаленькое.

Дюймовочка, рождённая силой творческой фантазии, обладает красотой и талантом. Она способна дарить всем живым существам радость и счастье. Но она настолько мала, что не может существовать самостоятельно в материальном мире. Её обаяние распространяется только на духовную составляющую реальной действительности. Это её спасение и одновременно испытание – она всегда кому-то нужна и одновременно от кого-то зависима. Дюймовочка – персонаж символический, она представляет собой нечто прекрасное, но недостижимое в реальной жизни, ведь никому не удалось обладать ею в этом мире. Лишь в далёкой стране это получилось у короля эльфов, существа столь же фантастического, как и сама Дюймовочка.

Жаба, её сынок и Дюймовочка

Жаба, украв Дюймовочку, была несколько предусмотрительнее бывшей хозяйки, она поместила сокровище на листочек, вдали от берега, чтобы предотвратить бегство потенциальной невестки. И всё же, имея стереотипное мышление, она не могла предположить, что есть иные силы, способные вмешаться в её планы: плавающие рыбы например. Даже мысль о том, что кто-то готов оказать помощь несчастному созданию, не приходит в голову жабе. Кроме того, она не думает и о том, что её сынок в качестве мужа может сделать несчастным кого угодно. И самое страшное – жаба хлопочет по устройству семейного гнёздышка в топком болоте, в котором Дюймовочке не выжить. Но старой жабе недоступно понимание всего этого. Чему тут можно научиться? Хотя бы тому, что всякое деяние осложняется множеством обстоятельств, одни можно предусмотреть и предотвратить, а другие, в силу человеческой ограниченности, невозможно. Есть люди, не имеющие адекватного представления о мире, о себе и о окружающих. Всё, что предпринимают они, рано или поздно оканчивается крахом.

Сынок у жабы – существо абсолютно бесхарактерное. Нашли ему невесту – женится, если бы не нашли – не женился бы. Это образ человека, у которого вообще нет никакого личностного начала. Вряд ли он был очень огорчён после утраты невесты. Жена вообще ему не нужна. Мало ли таких семей, которые появились благодаря активным хлопотам сторонних лиц? Счастливы ли они? А может быть, где-то в болотной тине уютного семейного гнёздышка, устроенного "заботливой" свекровью, умирает «дюймовочка», которой никто не помог.

Наша героиня оказалась на листке кувшинки посреди реки и ужасно испугалась. Как может вести себя человек в такой ситуации? Она могла бы закатить скандал жабе и её сынку, могла бы метаться в истерике по листку и громко призывать на помощь, разгоняя своими криками пугливых рыбок, могла бы броситься в реку в порыве отчаяния и утонуть. Обычно так ведут себя люди, оказавшись в безвыходной ситуации. Но Дюймовочка ведёт себя по-другому: полностью смирившись со своей судьбой, она горько и тихо скорбит о своей загубленной жизни. Рыбки, увидев это, сжалились над ней и перегрызли стебелёк, удерживающий цветок Дюймовочки. И листик унёс прекрасную пленницу прочь от безобразных жаб. Говорят, что жалость унижает человека, как видим, не унижает, а спасает. Именно кротким обычно везёт – им охотно помогают.

А ещё помогают красивым. Так было с белым мотыльком, очарованным красотой Дюймовочки. Он разрешил ей привязать себя пояском к листочку, за что и поплатился жизнью. О чём здесь можно говорить? Наверное, о том, что нельзя быть привязанным к чему-то настолько, что невозможно было бы освободиться.

Жук и Дюймовочка

Виновником гибели мотылька стал майский жук. Но он даже и краешком сознания не задумался о том, что по его вине кто-то погиб, ему и горя мало.

Майский жук был не лишён эстетического вкуса, и маленькая красавица ему очень понравилась. Но вот пришли другие майские жуки и высказали своё мнение: «У нее только две ножки!», «У нее даже нет щупалец!» И жук отказался от Дюймовочки. Отчего это произошло?

Во-первых, майский жук – эгоист, считающий себя достойным всего самого лучшего, он берёт от жизни всё, что ему нравится, при этом зависим от чужого мнения. Это представитель модной тусовки, для которого страшнее всего отличаться от «своих», быть не как все. Ценность чего бы то ни было для таких людей измеряется не собственными представлениями, а тем, как это оценивают другие. Сказка «Дюймовочка» даёт нам понимание страшного зла, которое заключается в отказе от любви в угоду общественному мнению.

Во-вторых, жук – это не тот вариант, который годится в мужья Дюймовочке. У него стереотипное мышление, и это мешает ему быть независимым даже в том, чтобы быть счастливым. Даже сто тысяч майских жуков не смогли бы дать ему и малой толики той духовной радости, которую могла бы дать одна Дюймовочка. Внутреннему состоянию счастья и любви он предпочитает своё внешнее положение среди никчемных и недалёких сородичей.

У брошенной жуком Дюймовочки сформировалось чувство собственной неполноценности. Как часто так бывает в жизни, когда прекрасный, милый очень хороший человек считает себя ущербным только потому, что его отвергают ничтожные существа, по какой-то им одной ведомой причине уверенные в своём превосходстве. А о том, что они необъективны по отношению к ней, даже мысли не допускает Дюймовочка. Персонаж этот восхищает своей неспособностью плохо думать об окружающих. Она винит только себя.

Мышь, крот и Дюймовочка

Отвергнутая жуком, Дюймовочка жила одна всё лето и осень. Но вот наступила зима, и бедная девочка вынуждена искать себе приют.

Её взяла к себе жить полевая мышь. Это доброе существо любит Дюймовочку, заботится о ней и желает ей только счастья. Поэтому она хлопочет, чтобы выдать Дюймовочку замуж за крота. Ей самой это замужество представляется верхом благополучной жизни, так как крот богат и у него роскошная шуба. Для мыши этих доводов достаточно, чтобы считать крота завидным женихом. Она в этом случае берёт на себя право решать чужую судьбу, руководствуясь исключительно добрыми намерениями, и делает это совершенно бескорыстно. На примере мышки показано, как одни люди могут сделать несчастными других людей, желая для них только хорошего, проявляя искреннюю заботу о близком человеке. Воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Крот – олицетворение богатого мужчины. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». Он считает себя верхом мечты каждой девушки, при этом не любит солнца, цветов и птиц – всего того, что обожает Дюймовочка - персонаж, противопоставленный кроту в самой своей сути. Брак этот изначально обречён.

Дюймовочка в этой ситуации верна себе: она беспрекословно подчиняется своей приёмной матери, считая её своей благодетельницей. Только в последний момент решается на побег, потому что не представляет своей жизни без солнечного света.

Ласточка, король эльфов и Дюймовочка

Избавление от жалкого существования в кротовом подземелье стало возможно благодаря ласточке, которую обогрела и спасла от голодной смерти Дюймовочка. Персонаж в образе ласточки - связующее звено между героиней сказки и иным миром, противопоставленным обыденной и скучной реальности. Крот и мышь, которые свою жизнь посвящают накоплению материальных благ, единогласно обвиняют птичку в бесполезном существовании. Для них пение птиц – совершенно пустое занятие. А для Дюймовочки - огромная радость. Она ухаживает за птицей в знак благодарности за доставленные когда-то минуты удовольствия. А ласточка спасла Дюймовочку, прекрасно понимая, что побег - спасение, а жизнь с кротом - смерть.

Мир, в который перенеслись ласточка и её маленькая пассажирка, – праздник тепла, света и красоты. Там Дюймовочка встречает свою судьбу – короля эльфов. Наконец, она чувствует себя дома, в кругу своей семьи. Рождённая из цветка, она становится королевой цветов. Она достигла своего счастья, заслужив его тем, что преодолела все препятствия, при этом не причинив никому зла.

Король эльфов - первый жених Дюймовочки, который просит у неё согласия на брак. Ему одному пришло в голову поинтересоваться её мнением.

А когда эльфы окружили Дюймовочку и увидели отсутствие крыльев, они просто подарили ей их без лишних разговоров. Так должны решаться все проблемы в идеальном обществе, которое воплощают эльфы, у них принято уважать друг друга, бережно относиться к личности другого существа. Этот пример – главный урок жизни, который может быть вынесен из сказки «Дюймовочка».

Дюймовочка, персонаж до этого момента безымянный, нельзя же считать именем это определение по росту, получает своё настоящее имя – Майя. Таким образом, рождается новый символ – воплощение весны, тепла и света.

Комментарии