Грузинская железная дорога: вокзалы, станции, направления
По всей территории государства протянулась железная дорога Грузии. В ее эксплуатации находятся линии длиной около 1323,9 км, а также множество мостов, тоннелей, пассажирских вокзалов и погрузочных станций.
Железнодорожные пути Грузии
Что представляет собой грузинская железная дорога? Она является стратегическим объектом страны и ключевым звеном между Арменией, Азербайджаном и странами Европы.
Стыковка железных дорог Грузии и Армении происходит на станции Садахло. Государственная граница Грузии с Азербайджаном сходится с границей их железнодорожных веток. Транзитные грузы этих стран идут по территории государства в Европу.
Электрификация железной дороги Грузии была произведена почти целиком. Осталась только ветка Ниноцминда - Ахалкалаки. Во время распада СССР в 1991 году здесь была прекращена электрификация, и больше она не возобновлялась.
Участок между городами Самтредиа, Тбилиси и Гардабани (город, расположенный на границе Грузии и Азербайджана) состоит из двух путей, а все другие области имеют один путь.
История строительства
В 1856 году инженер-капитаном Статковским был сделан доклад о том, что на территории Грузии нужно начать строить железную дорогу. В основе его проекта было соединение городов Баку и Тифлис. Это позволило бы доставлять нижегородские товары по Волге и Каспийскому морю. А в Баку и Поти товар был бы доставлен по железнодорожному пути.
В Грузии открытие первой ветки произошло в 1872 году. Она соединяла город Поти с Тифлисом, нынешним Тбилиси.
Знаменательной датой в жизни Грузии стал день 16 августа 1932 года. Тогда в стране пустили первый электровоз.
Электрификация в Грузии была полностью завершена в 1967 году.
Грузинская железная дорога до 1991 года была составной частью Закавказской.
После референдума 1991 года, в результате которого распался Советский Союз, произошло разделение Закавказской железной дороги. И вследствие этого произошло образование трех отделений: Абхазской, Армянской и Грузинской. Самтредское, а также Тбилисское отделение проводили работы по обслуживанию на участке, где находилась грузинская дорога.
Железная дорога еще со времен Советского Союза использовалась в качестве испытательного полигона. Здесь испытывался подвижной состав, в частности электровозы, которые выпускались и эксплуатировались как в СССР, так и за пределами страны. Ветка между Зестафони и Хашури, пролегающая по Сурамскому перевалу, считалась главным испытательным участком. В 1932 году железнодорожная ветка Сурамского перевала первой в СССР была электрифицирована и использована, чтобы перевозить груз по ЖД.
Планы по развитию
Железная дорога Грузии имеет в планах необходимость реконструировать главную магистраль Тбилиси – Батуми для улучшения возможности скоростного движения.
Намечается строительство второго пути ветки Самтредиа — Батуми, в связи с сильно возросшим в этом направлении грузооборотом.
Планируется реконструкция многих грузинских вокзалов, состояние которых в нынешнее время не лучшее.
Предполагается построить Северный железнодорожный обход Тбилиси, чтобы вывести из центра города опасный грузовой транспорт. Перенесется и Центральный железнодорожный вокзал. Намечается строительство двух главных станций. Поезда будут идти в западном направлении с вокзала Дидубе, а с Самгори — в восточном направлении.
С целью полной модернизации главной железнодорожной ветки Грузии, в планах особое внимание уделяется стратегическому проекту «Быстрая железная дорога». С этой целью построят новую прямую ветку через Рикотский перевал.
Скоростная железнодорожная магистраль Тбилиси – Батуми будет иметь протяженность 450 км. Это приведет к тому, что поезда будут находиться в дороге меньшее количество времени. А добраться с Тбилиси до Черноморского побережья можно будет за 3 часа. По проекту здесь планируется проложить новые рельсы. Произведут полную электрификацию. В проекте значится сооружение новых мостов, тоннелей и других инженерных построек.
ООО «Грузинская железная дорога»
В 2011 году в планы грузинской железной дороги входило привлечение внешнего финансирования путем размещения акций компании Georgian Railway. Но позже было принято решение отказаться от этого. Весь ее уставной капитал находится в госсобственности.
Грузинская железная дорога планирует внедрить SAP-технологии. Она будет первой компанией среди СНГ и Закавказья. Это позволит контролировать бизнес-процессы производства на этапе настоящего времени и действенно упростит процесс по принятию решений, касающихся основных бизнес-вопросов.
После внедрения ультрасовременных технологий SAP произойдет увеличение операционных доходов, сокращение резервного инвентаря, финансовых и ремонтных затрат и дебиторской задолженности.
Железнодорожный вокзал столицы
Жд вокзал Тбилиси располагается на площади Station Square. Он находится в северо-западной части города.
В 1872 году, когда было завершено строительство ветки между Зестафи и Тифлисом, он был открыт в Тифлисе (Тбилиси).
В 50-е годы XX века старый вокзал был снесен и построено здание «сталинской» архитектуры.
Современный жд вокзал Тбилиси состоит из двух пассажирских терминалов: Центрального и Боржомского. Его здание переделали. Теперь здесь шопинг-молл Tbilisi-Central. В кассах и в зале ожидания была произведена реконструкция.
С вокзала отправляются поезда в междугороднем и международном направлении. Также отсюда отходят пригородные электрички. Поезд до Тбилиси прибывает и к Центральному вокзалу.
В кассе можно приобрести билеты только за наличный расчет, хотя на окнах наклеены символы кредитных карточек.
С двух часов ночи и до шести часов утра вокзал закрыт, поэтому переночевать здесь нельзя.
Грузовые станции Грузии
В Тбилиси работает грузовая станция «Тбилиси-Товарная». Она открыта для грузовой работы при перевозке и сохранении грузов.
Также грузовая станция работает в городе Рустави. Она построена на линии между Тбилиси и Баку.
Как доехать из Тбилиси до Батуми?
Добраться из столицы Грузии Тбилиси в Батуми можно, приобретя билеты на поезд «Тбилиси-Батуми». В этом направлении налажено движение скоростных комфортабельных поездов. Они отправляются от центрального вокзала 3 раза за день: в утреннее время, после 12.00 часов и ночью. О точном времени отправления можно узнать, посетив сайт грузинской железной дороги. Здесь же можно приобрести билеты на поезд. Стоимость проезда колеблется от 19 до 30 лари и зависит от класса вагона.
В дороге поезд «Тбилиси-Батуми» находится приблизительно 5 часов.
Современная железная дорога Грузии
Современная грузинская железная дорога широко развивается. Постоянно обновляется тяговой подвижной состав, где дается предпочтение электровозам, производимым на электровозостроительном заводе города Тбилиси. Электропоезда ВМК — новейшие в мотор-вагонном маневренном составе железной дороги.