Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры

- Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

И ужимки скоморохов отчего не веселят?

- Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых мягкий знак на конце наречий после шипящих отсутствует.

Орфограмма изучается в 4-м классе

Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом – существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

  • невтерпёж;
  • замуж;
  • уж.

Формирование навыка различения частей речи

Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

существительное

прилагательное

глагол

наречие

отвечает на вопросы:

кто?

что?

отвечает на вопросы: каков?

отвечает на вопросы: что делать?

что делаешь?

что сделать?

что сделаешь?

отвечает на вопросы: как?

3 скл. – пишется

не 3 скл. - не пишется

не пишется

пишется

пишется (иск.: замуж, уж, невтерпёж)

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

  • Бежит (как?) вскачь.
  • Распахнул (как?) настежь.
  • Упал (как?) навзничь.
  • Покрыт (как?) сплошь.
  • Стало (как?) невмочь.

Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

Словарная работа

Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

  • она выходит замуж - он женится;
  • вскачь – быстро, скачками;
  • навзничь – на спину;
  • наотмашь – с размаху;
  • настежь – распахнуто до отказа;
  • невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
  • прочь - вон;
  • сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
  • уж - сейчас, в данный момент.

Для закрепления рекомендуется составить словосочетания с изученными словами в ходе выполнения заданий:

1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

наречия

другие слова

  • вскачь;
  • навзничь;
  • наотмашь;
  • настежь;
  • невмочь, невтерпёж;
  • прочь;
  • сплошь;
  • уж.
  • ждать;
  • наступил;
  • покрыл;
  • ушёл;
  • несётся;
  • открыл;
  • упал;
  • ударил.

2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:

  • Мы на уроке.
  • Мы на перемене.
  • Мы идём на экскурсию.

Диктант для закрепления

Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.

Текст диктанта:

Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!

Контрольный тест

Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.

Первое задание - на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:

  • рожь;
  • беречь;
  • настежь;
  • горяч.

Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:

1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).

Третье задание - вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:

  1. Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
  2. Стены были __________ увиты плющом.
  3. Окна в доме были _____________ открыты.
  4. Всадник понёсся ____________ по дороге.
  5. Скорей бы _________ кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать _____________.
  7. Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился ______________ .
  10. Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:

  1. Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
  2. Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
  4. Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
  5. Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
  8. Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
  9. С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
  10. Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).

Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Ответ на первое задание:

  • настежь.

Ответ на второе задание:

1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.

Ответ на третье задание:

  1. Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
  2. Стены были сплошь увиты плющом.
  3. Окна в доме были настежь открыты.
  4. Всадник понёсся вскачь по дороге.
  5. Скорей бы уж кончился урок.
  6. Мне бегать и прыгать невтерпёж.
  7. Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
  8. Его сестра собиралась замуж за моего брата.
  9. Под напором волны я повалился навзничь.
  10. Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.

Ответ на четвёртое задание:

  1. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
  2. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
  3. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
  4. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
  5. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
  6. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
  7. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
  8. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
  9. С зарёю прочь уходит ночь.
  10. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.

Комментарии