Бескидский тоннель: описание, реконструкция и фото

У Украины есть все, чтобы быть успешной державой. Выгодное географическое положение делает ее территорию транзитной для всех видов грузов, идущих из Азии, России в Европу и обратно. Нейтральный статус государства много лет помогал стране зарабатывать капиталы только посредством переброски грузов, не прилагая никаких усилий. Основные трассы, соединяющие развитые европейские страны, торговать с которыми выгодно и перспективно, проходят через Карпатские горы. Для страны жизненно важно иметь эти участки дорог и железнодорожных путей в наилучшем состоянии и с высокой пропускной способностью. Бескидский тоннель – одна из важнейших железнодорожных магистралей - устарел морально, технически и интеллектуально уже давно. Ситуацию стали исправлять только в 2013 году.

Общие сведения

Бескидский тоннель проходит через горный хребет Карпат и соединяет станции Бескид и Скотарское. Относится к Львовской железной дороге, а его длина составляет 1750 метров. Первый тоннель был построен в период, когда западная часть нынешней Украины принадлежала Австро-Венгрии. Действующий ныне тоннель – ровесник императора Франца-Иосифа.

Его постройка в 1886 году имела большое значение, а сейчас это направление для украинской экономики стратегически важно – более 60% грузов, проходящих транзитом через Украину в Западную Европу, идет через Бескидский тоннель. Старый тоннель был поврежден взрывом при отступлении венгерских войск в период Второй мировой войны, восстанавливали его силами всех железных дорог СССР и открыли для функционирования в 1946 году. На сегодняшний день – это единственная европейская дорога, имеющая одноколейное движение. Чтобы проехать по тоннелю, поезда выстраиваются в очередь. Новый путь полностью решает эту проблему и еще несколько других.

Финансовый вопрос

Первоначально старый тоннель хотели модернизировать, расширить и поставить новое оборудование. Подсчет затрат между строительством и ремонтом старой магистрали показал, что прокладка новой ветки будет целесообразнее. Проектом занималась государственная компания «Укрзализныця», а общая стоимость всех работ составляет более 2 миллиардов гривен, что является наиболее масштабной программой за весь период украинской независимости.

Финансирование взяли на себя "Европейский банк реконструкции и развития" (ЕБРР) и "Европейский инвестиционный банк" (ЕИБ). Средства выделены в качестве кредитов целевого назначения под государственные гарантии. Контроль над освоением средств ведет австрийская консалтинговая компания 2Consulting: без разрешения ее полномочного представителя ни одна копейка не уйдет со счетов. Согласно проекту, всю нагрузку принимает на себя новый тоннель, а старая постройка будет использоваться в качестве запасного пути на случай чрезвычайной ситуации.

Обоснование строительства

Новый Бескидский тоннель прокладывается в тридцати метрах от ныне действующего. Он будет пропускать до 100 пар поездов в течение суток, т. е. эффективность вырастет в 47 раз, при этом скорость движения состава будет равная 60 км в час. Площадь сечения двухходового тоннеля, согласно проекту, составляет 115 квадратных метров. Гарантийный срок эксплуатации, по расчетам специалистов, составит около 100 лет.

Старая магистраль находится в аварийном состоянии, а поддержание ее работоспособности – насущная необходимость, но это проблематично. Скорость идущих по старому тоннелю поездов составляет всего 40 км в час, во многих местах внутренняя обшивка повреждена, внутрь проникают подземные воды, из-за чего есть постоянные течи, а зимой каждый день приходится вывозить из тоннеля до 15 тонн намерзающего на сводах льда.

Стартовые работы

Открытия новых возможностей сообщения ожидают как в Европе, так и в России, поскольку для межгосударственных экономических связей очень важен Бескидский тоннель. Строительство началось с закладки инфраструктуры, были проведены электрические сети, построен небольшой завод по производству бетона, спроектированы и проложены подъездные пути. Для работников выстроено общежитие, на подготовительные работы ушло около года.

Проходка тоннеля выполняется в 2 этапа. Первый этап включает проработку верхней части (каллота), где свод закрепляется временными креплениями из металла. На втором этапе происходит обустройство нижней части с дополнительной выборкой грунта на глубину 3 метра. Если в старом тоннеле одной из проблем была двускатность пути, причем верхняя точка приходилась на середину тоннеля, отчего поезд вторую часть дороги проходил на повышенной скорости, то новый будет начинаться с верхней точки. В конечном итоге Бескидский тоннель будет иметь ширину 10,5 метра. Высота сооружения составит 8,5 метра.

Технология проходки

Прокладка пути осуществляется буровзрывным методом, что отвечает характеристикам Карпатских гор, где строится Бескидский тоннель. Подрядчик, выполняющий заказ, – строительная ассоциация «Интербудмонтаж». В работах занято 180 специалистов. Суточный цикл проходки состоит из следующих этапов:

  • Бурение шпуров для закладки взрывчатки.
  • Закладка взрывчатки и подрыв.
  • Вентиляция.
  • Выбор и откат породы из забоя.
  • Армирование свода металлоконструкциями.
  • Механизированный набрызг бетона.

В связи с проведением взрывных работ вблизи действующего, но уже ветхого старого тоннеля, деятельность по взрыванию породы проводится в период «окна», когда нет прохождения составов. После каждого взрыва проверяется состояние старого тоннеля.

Ход работ

Для строительства Бескидского железнодорожного тоннеля в общем подсчете будет использовано 81 тысяча кубометров бетона, более 7 тысяч тонн металлических креплений. В проекте заложено строительство около 50 ниш и 12 камер вдоль всего объекта. Для обеспечения нормальной работы обслуживающего персонала, а также возможной эвакуации между двумя тоннелями прокладывается технический коридор. Для мониторинга состояния тоннеля его оборудуют круглосуточной системой видеонаблюдения, установят систему вентиляции, проведут стационарное и аварийное освещение, подключат датчики определения загазованности пространства.

Полностью проект планировали сдать в 2016 году, но по сообщениям СМИ в январе 2016 года был завершен только первый этап строительства на объекте "Бескидский тоннель". Фото с места событий демонстрируют промежуточное состояние процесса. Сдача объекта передвинулась на последний квартал 2017 года. Это связано с происходящими на Украине событиями (АТО), когда строительство на некоторое время было заморожено из-за запрета на приобретение отечественной взрывчатки. Впоследствии удалось получить разрешение на ее закупку за рубежом, и работы были возобновлены.

Рабочий состав и условия работы

Ситуация на строительстве Бескидского тоннеля на данный момент нормализовалась. Первая очередь в январе 2016 года была успешно сдана. Работы ведутся круглосуточно. Специалисты компании «Интербудмонтаж» на объекте работают три недели, после чего семь дней находятся дома. Сотрудники и инженерный состав Львовской ж/д находятся на строительстве 3-4 рабочих дня подряд, после чего у них следует столько же выходных.

По словам рабочего состава сотрудников, под европейской эгидой работать легко. Об этом говорит горный мастер и сами строители. Местные жители получили работу: в столовой, арматурном и ремонтном цеху, на мини-заводе, который снабжает стройку собственным бетоном. Только в тоннеле работает 80 специалистов. А весь коллектив насчитывает 180 человек.

Состояние строительства

Помимо самого тоннеля, требуется строить и восстанавливать всю инфраструктуру, которой за годы независимости Украины никто не занимался. Основная борьба за финансирование и строительство ведется на этих участках работы. Кроме того, финансовые обязательства европейская сторона уже выполнила, и выделенные средства контролируемо используются. Но, согласно международным правилам, ЕБРР предоставил 75% от общей сметы работ, остальное финансирование - за украинскими структурами, а они не спешат их перечислять, поэтому сроки окончания работ в 2017 году не всем кажутся реальными.

Состояние Бескидского тоннеля на данный момент находится на стадии запуска второго этапа строительства и больших надежд на скорое завершение. Украинская сторона в лице строительной организации четко выполняет обязательства и предпочитает отдавать пальму первенства переговоров с украинскими чиновниками европейским партнерам.

Комментарии