Творческие проекты по технологии для девочек. Презентации по технологии
Задача учителя – не только научить ребенка основам своего предмета и тому, чтобы применять полученные знания на практике, но и воспитать в человеке чувство прекрасного. Наиболее успешно с выполнением последней задачи справляются учителя музыки, изобразительного искусства и технологий. Помогает им в этом применение различных проектов. Особенно популярны творческие проекты по технологии для девочек.
Что это такое
Творческий проект по технологии – это самостоятельная работа ученицы над созданием той или иной вещи. Зачастую процесс занимает несколько уроков и тщательно контролируется учителем. Педагог помогает определиться с темой, найти или изготовить эскиз, выполнить подготовительную работу по созданию изделия.
Благодаря использованию творческих проектов девочки могут попробовать себя в роли дизайнеров или кулинаров, показать свои навыки и умения, а самое главное – реализовать свой потенциал.
Планируя использовать в ходе обучения творческие проекты по технологии для девочек, учитель должен тщательно продумать их темы и связь с учебной программой. Основные направления, в которых могут задаваться проекты:
- кулинария;
- вышивка крестом;
- вышивка гладью;
- лоскутные техники;
- вязание;
- пошив;
- бисероплетение;
- изготовление игрушек и кукол;
- изготовление изделий для украшения интерьера.
Когда вводить?
Один из наиболее часто встречаемых вопросов, когда вводить творческие проекты по технологии для девочек? 5 класс – идеальное время для введения проектов. Дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Это все будет огромным плюсом, особенно если вы планируете давать такие задания на протяжении всей учебы.
Одна из частей проекта - его реклама. Сюда входит создание наименования готового продукта, его описание, разработка товарного знака и небольшого рекламного слогана.
Что включает в себя проект по технологии
Что же входит в проект? Зачастую проект по технологии включает в себя выбор направления и темы работы, подбор материалов и изготовления из них того или иного изделия. Каждый из этапов работы фиксируется и затем оформляется ученицей в так называемую пояснительную записку. Для защиты проекта также необходима презентация.
К примеру, рассмотрим творческие проекты по технологии для девочек (5 класс). Фартук – одна из основных изучаемых тем. Можно предложить детям не просто сшить стандартную вещь по готовому образцу, а самим подготовить эскиз изделия, изготовить выкройки, подобрать подходящую ткань и сшить его.
Дальнейшее оценивание можно проводить на конкурсной основе, беря во внимание при выставлении оценок не только вид изделия, но и качество стежков, правильность построения чертежей.
Оптимальное время, когда можно воплощать такие творческие проекты по технологии для девочек, - 5 класс. Фартук, сшитый в ходе их выполнения, может быть отличным подарком на 8 Марта маме или бабушке.
Примерные темы проектов
В зависимости от темы и ее целей, можно выделить такие задания для творческих проектов.
При изучении декоративно-прикладного искусства можно предложить следующие темы:
- панно из круп;
- изготовление сувениров из подручного материала;
- изделия из соленого теста;
- рамки для фотографий;
- изделия из папье-маше.
В начале изучения технологий будут весьма интересны такие творческие проекты по технологии для девочек. 5 класс как раз подразумевает несложные простые задания.
Второй блок примерных тем связан с изучением рукоделия. Подразумевает умение шить простые вещи как с помощью машинки, так и с помощью простой иглы. Сюда относятся следующие темы:
- изготовление авторской куклы;
- изготовление куклы-оберега;
- прихватка для кухни своими руками;
- диванная подушка;
- игольница.
Возраст, для которого подходят данные творческие проекты по технологии для девочек, – 6 класс.
Следующий блок заданий связан с темой «Плетение». В большинстве случаем данные задания связаны с работой с бисером и бусами. Перед началом работы желательно объяснить детям особенности работы с бисером – как правильно его выбирать, как подобрать леску или проволоку для плетения, дополнительные материалы. Сюда можно отнести следующие подтемы:
- подарок из бисера
- украшение из бисера.
- изготовление цветов из бисера.
Возраст, для которого подойдут эти творческие проекты по технологии для девочек – 6 класс, окончание 5, начало 7.
Одна из наиболее масштабных тем, которым уделяют немало времени на уроках технологий – вышивка. Тема подразумевает овладение несколькими техниками вышивки – вышивка лентами, гладью, крестом, бисером. Для каждого из видов можно предложить следующие темы заданий:
- вышивка картины;
- вышитая салфетка;
- вышитая скатерть;
- вышитый рушник.
Можно также дать детям возможность самим выбрать вид вышивки для своего проекта.
Возраст, для которого актуальны данные творческие проекты по технологии для девочек, – 7 класс.
Еще одна группа тем проектов подойдет для закрепления знаний и умений полученных при изучении основ вязания.
Так, можно использовать следующие виды творческих заданий:
- создание грелки;
- вязание мягкой игрушки;
- макраме.
При лучше всего использовать данные тематики при закреплении навыков вязания крючком. Для спиц можно использовать:
- шарф;
- теплые носки;
- вязаный жилет.
Возраст, для которого актуальны данные творческие проекты по технологии для девочек, – 7 класс.
Далее переходим к наиболее сложной группе тем. Они связаны с шитьем на машинке и предполагают умение снимать мерки и делать выкройки. Основные темы, с которых необходимо начинать:
- наволочка для подушки;
- фартук своими руками;
- шьем юбку;
- шьем шорты;
- летний топ.
Отметим, что лучше всего подойдут перечисленные выше творческие проекты по технологии для девочек 8 класса.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится тематика его работ. После 8 класса важно задавать большие проекты, выполнение которых будет занимать минимум одну четверть, максимум – семестр. Основные темы для таких масштабных проектов:
- создание маскарадного костюма;
- моделирование и пошив сарафана;
- пошив платья.
Возраст, в котором дети смогут осилить такие творческие проекты по технологии для девочек, – 10 класс.
Стоит отметить, что еще одна тематика проектов связана с кулинарией. Данному типу творческих проектов можно уделить один-два урока, во время которых дети смогут найти или составить свой собственный рецепт и приготовить блюдо. Лучше всего это делать в конце семестра, учебного года.
Основные этапы работы над проектом
Все этапы выполнения творческих заданий делятся на:
- Поисковый, когда ребенок выбирает направление, ищет или создает эскиз или чертеж, подбирает материал.
- Технологический – в процессе которого выполняется основная работа над изделием или проектом.
- Аналитический, в ходе которого ребенок оценивает полученный результат, его достоинства и преимущества.
Порядок работы
В основном творческие проекты по технологии для девочек выполняются по следующему плану:
1. Выбор темы проекта.
2. Составление эскиза.
3. Составление чертежей или выкройки.
4. Выбор материалов.
5. Изготовление изделия.
6. Подготовка пояснительной записки.
7. Подготовка презентации.
8. Защита готового проекта.
Пояснительная записка
Как уже упоминалось, готовые творческие проекты по технологии для девочек должны содержать пояснительную записку. Состоит она из следующих элементов:
- титульного листа;
- введения;
- обоснования выбора идеи;
- эскиза изделия;
- перечня используемых материалов;
- чертежей;
- в случае пошива изделия – раскладки выкроек на ткани;
- образцов использованных швов или видов вязания, других техник;
- перечня приспособления;
- экологическая обоснованность;
- экономические расчеты;
- выводы;
- список источников;
- приложение по правилам техники безопасности;
- реклама изделия.
Презентация
Большой плюс при защите проекта – наличие презентации. При ее подготовке следует использовать фотографии готового изделия, этапов его создания. Можно использовать историческую справку, в которой будет отмечено, когда и где зародился данный вид искусства.
Оценивание
Рассмотрим на примере, как оцениваются творческие проекты по технологии для девочек. 8 класс предусматривает шитье любой вещи, к примеру – юбки. При оценивании необходимо учитывать:
- Правильность снятия мерок.
- Правильность построения чертежей и выкроек.
- Качество строчек.
- Внешний вид модели.
Учителю важно заранее обозначить все критерии оценивания, пояснить, на что именно он будет обращать внимание. При этом важно, чтобы проекты в итоге получали оценки «отлично» или «хорошо». В противном случае ученицы могут разочароваться в своих работах.
Для оценивания полученных проектов также можно привлечь других учениц, к примеру, провести голосование – какие изделия понравились им больше всего.
Выводы
Один из уроков, который предполагает творческий проект – технология. Девочки любят рукоделие, в особенности если им дают свободу выбора при обозначении темы, задания. Благодаря использованию проектной технологии, подростки учатся применять полученные в ходе обучения знания на практике, творчески развиваются. Проекты лучше всего использовать в том случае, если изучение темы длится более 8-10 занятий.