Давид Бурлюк - основоположник русского футуризма

Бурлюк Давид Давидович появился на свет в 1882 году в семье казаков. Маленький Давид родился на Харьковщине, но поскольку отец его трудился управляющим, семья часто переезжала. Школьные годы Давид Бурлюк провел и на Тамбовщине, и в Тверской губернии, и в других местах.

Непререкаемый авторитет для младших

В семье было шестеро ребятишек, но Давид выделялся среди них своим характером. Он был настырным, упертым и обладал хорошими организаторскими способностями. Давид Бурлюк был настоящим неоспоримым авторитетом для своих двух младших братьев и трех сестер. Если от отца он унаследовал крепкое телосложение, богатырские плечи и сильный характер, то мать привила сыну любовь к книгам, литературе, живописи и музыке.

Родители нисколько не жалели денег на образование своих детей. После окончания начальной школы (гимназии) Давид Бурлюк поступает в престижное в то время Одесское художественное училище (1898 г.). Через год в печати уже начали появляться его первые наброски и картины. Переехав на учебу в 1902 году в Мюнхен, Давид Бурлюк выставляется и на местных европейских выставках.

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.

Многогранная личность

Как говорят, талантливая личность талантлива во многом. Безусловно, Давид Бурлюк, картины которого известны на то время во всем мире, прежде всего, был художником-футуристом. Но в то же время он являлся талантливым декоратором, работал в театре. Принимал активное участие в типографской работе.

Благодаря дару организатора Давид организовал немало художественных выставок и собрал большое количество поэтических вечеров. С ними он разъезжает по стране, путешествует по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.

Переезд за границу

В 1921 году Давид Давидович, проехав весь Дальний Восток, организует выставки в Харбине. Через полгода перебирается на постоянное место жительства в Японию. Помимо картин и графических набросков, в это время он пишет и издает несколько поэтических сборников. Выходят даже две прозаические книги. К сожалению, несмотря на предложения, издать хоть одну строку в родной стране Бурлюку так и не довелось.

Прожив чуть больше года в Японии, Давид Давидович переезжает в Соединенные Штаты Америки. Здесь он полностью поглощен идеей развития и популяризации русской живописи: издаются брошюры с картинами, организовываются выставки русских художников.

В шестидесятых годах в таких крупных городах Соединенных Штатов, как Вашингтон, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Сиэтл, проходит ряд персональных выставок художника.

Умер известный художник, великий гений и основоположник русского футуризма в возрасте 85 лет в больнице Саутгемптон (штат Нью-Йорк).

Комментарии