Создание фирменного стиля: процесс и особенности
Фирменный стиль для компании – сильнейший инструмент продвижения на рынке. Он должен соответствовать социально-психологическим нуждам потребителей, их представлениям и ожиданиям. Создание фирменного стиля компании – достаточно сложный процесс. Он предполагает решение множества творческих и организационных вопросов. Рассмотрим далее, как происходит создание элементов фирменного стиля.
Актуальность вопроса
Сегодня многие руководители и крупных, и небольших организаций приходят к выводу, что создание бренда и фирменного стиля является одним из ключевых направлений в работе по продвижению на рынке. Однако нужно понимать, что выполнить необходимые мероприятия в начале своей деятельности под силу не каждой организации. При этом проблема не в наличии достаточного количества средств. Основная сложность состоит в понимании своего образа, идея которого и ложится в основу фирменного стиля. Если организация начинает работу без своей символики, то это может отрицательно отразиться на ее имидже. Создание фирменного стиля и логотипа позволит выделиться из массы конкурентов. Если же возможности организации ограничены, необходимо использовать хотя бы минимальный комплекс компонентов. Среди них, например, может присутствовать слоган, товарный знак, выполненный в определенной цветовой гамме.
Проектирование
Разработка (создание) фирменного стиля осуществляется в несколько этапов:
- Выполнение маркетинговых исследований.
- Формулирование ключевой идеи, которая будет выражена в стиле. Она будет отражать тот образ, который должен сформироваться в сознании потребителей.
- Проектирование основных элементов.
- Правовая защита.
Исследования
В ходе них осуществляется изучение направлений работы организации, ее продукции, рынка сбыта и целевой аудитории. Создание фирменного стиля сопровождается анализом средств индивидуализации конкурентов, их отдельных компонентов. Это необходимо для исключения повторений чужих идей даже в некоторых деталях. На стадии маркетинговых исследований также целесообразно выполнить анализ зарегистрированных средств индивидуализации.
Образ
По окончании первой стадии формулируется основная идея. Она, как выше было сказано, должна соответствовать образу организации. Создание фирменного стиля направлено на формирование определенного имиджа. Продумывая идею, необходимо определить, какой организация будет выглядеть для потребителей: консервативной или современной, креативной или солидной, веселой или серьезной и так далее. Идея должна соответствовать имиджу. Подходы к ее формулировке можно использовать абсолютно разные, но стиль будет считаться успешным, если он передает суть компании, ее философию, характер, ценности, миссию, отражает принципы работы, статус и приоритеты. Вместе с этим все компоненты, характеризующие организацию, должны быть предельно понятны потребителю.
Важный момент
Создание фирменного стиля не предполагает объяснение в товарном знаке всей идеологии организации. Задача средства индивидуализации - в подкреплении заявлений экономического субъекта, сделанных по другим телекоммуникационным каналам. Речь, в частности, о рекламе на радио, телевидении, в прессе. В настоящее время в отечественной практике создание фирменного стиля предприятия сводится зачастую к обычному обыгрыванию наименования. Безусловно, у многих дизайнеров получаются запоминающиеся и оригинальные решения. Однако в большинстве случаев они не позволяют донести ту или иную информацию, не вызывают нужных ассоциаций.
Целевая аудитория
Создание фирменного стиля предполагает формулирование идеи, которая не только отражает образ организации, но и отвечает потребностям общества. В данном случае целесообразно ориентироваться на средний потребительский уровень. При разработке стиля следует избегать использования труднопроизносимых, малознакомых слов и сложных элементов. Решение должно соответствовать общественно-психологическим потребностям людей. Это поможет быстрее продвинуть продукцию или услугу.
Ключевые требования
Создание фирменного стиля предполагает соблюдение определенных правил:
- Лаконичность и простота. В логотипе не должно быть сложных композиций, плохо читаемых компонентов, большого числа деталей. Он должен восприниматься точно и быстро. В этой связи наименование компании должно состоять из 4-7 букв.
- Уникальность. Логотип должен выделяться и быть оригинальным. Сегодня во многих стилях присутствуют штампы. В результате многие изображения сливаются друг с другом. Уникальность логотипа может выражаться в выборе оригинального шрифта. В него можно добавить компоненты, указывающие на назначение продукции, особенности работы организации, ее статус.
- Ассоциативность. Логотип не должен быть только привлекающим внимание и оригинальным. Товарный знак должен формировать определенные ассоциации. Вместе с этим нельзя делать его совершенно идентичным изделиям. Следует помнить, что товарный знак является в первую очередь символом, образом. В нем должна быть определенная интрига, загадка, рождающая верные ассоциации у потребителя.
Эстетичность
При создании стиля следует исключить любую вероятность двусмысленного восприятия. Кроме этого, товарный знак должен вызывать только положительные эмоции. Для повышения привлекательности логотип можно заключить в геометрическую фигуру. Если будет использоваться квадрат или круг, то компоненты, которые в них располагаются, должны быть яркими и оригинальными.
Универсальность
Следует помнить, что логотип будет использоваться в различных целях. В частности, для печати визиток, буклетов, плакатов, баннеров. Все эти рекламные средства имеют различный масштаб. Соответственно, логотип должен быть в таком формате, который можно адаптировать под тот или иной размер. Товарный знак нужно делать таким, чтобы он хорошо считывался с разных носителей. Особое внимание следует уделить контрастности и цветовой гамме. Все элементы логотипа должны четко просматриваться и в черно-белом исполнении.
Паспорт стандартов
В нем содержатся инструкции по правильному использованию логотипа на различных носителях. Паспорт стандартов незаменим в процессе изготовления рекламной продукции, поскольку способствует внедрению символики без искажений. Содержание инструкций будет зависеть от задачи PR-кампании, рода деятельности самой организации. Как правило, в паспорте указываются:
- Фирменные цвета (RGB, CMYK, Pantone).
- Пропорции логотипа. Как правило, его размещают в пределах масштабно-координатной сетки с указанием параметров.
- Шрифты.
- Стандарты и специфика оформления официальных бланков, сувенирной продукции, интерьера, упаковки и пр.
Целесообразно описать особенности применения логотипа. К примеру, стоит указать, что недопустимо размещать его на неоднородном фоне, использовать отдельные его компоненты или добавлять дополнительные детали. В паспорте можно установить запрет на инверсию товарного знака. К проекту логотипа целесообразно приложить также описание символики, обозначений, желательные ассоциации.