Скороходова Ольга Ивановна: жизнь в тишине и темноте

Скороходова Ольга Ивановна – знаменитая писательница, волею судьбы оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Лишившаяся в детстве зрения и слуха, с помощью небезразличных благородных людей она сумела достойно реализовать себя, оставив потомкам в наследство огромное литературное наследие. Тексты ее работ содержат интереснейший материал об особенностях воображения и специфике восприятия окружающего мира слепоглухим человеком.

Ольга Ивановна Скороходова, стихи которой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и убедительно донесла это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Эти записи, актуальные и сегодня, будут востребованы и в будущем. Благодаря профессору И. А. Соколянскому, коллегам по работе и друзьям состоялась собственная биография Ольги Скороходовой: творческая и научная.

Скороходова Ольга Ивановна: биография

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка (ныне смт) поблизости Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых (город Одесса).

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году перебралась в Москву, где устроилась работать при Институте дефектологии под руководством И. А. Соколянского.

Первые публикации

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году. В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние.

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине. 1954 год ознаменовался публикацией второй части книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», предисловием к которой стала описанная И. Соколянским система его кропотливой и многолетней работы по самонаблюдению.

Ольга Скороходова: творческое наследие

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков. Опыт жизни человека, не имевшего возможности видеть и слышать, становится примером для попавших в сложную ситуацию людей, а история развития являет собой неоценимый материал для науки и методическое пособие в области психиатрии, психологии и педагогики.

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником. Не стало целеустремленной сильной личности, сумевшей прожить в кромешной темноте и тишине всю жизнь, в 1982 году.

Комментарии