Василий Васильевич Давыдов – автор теории развивающего образования

Давыдов Василий Васильевич (фото см. ниже) – российский учёный-психолог и академик. Вице-президент АПН СССР. Заслуженные деятель науки РФ. Автор многочисленных работ по педагогической психологии. В этой статье будет представлена краткая биография учёного. Итак, приступим.

Учёба

Василий Васильевич Давыдов появился на свет в Москве в 1930 году. В 1948 г. он поступил на отделение психологии (философский факультет) в МГУ. Тогда этот предмет там преподавал П.Я. Гальперин. Через какое-то время учитель и студент подружились. Давыдов стал ярым сторонником его теории поэтапного возникновения умственных действий.

Работа

Близились последние месяцы обучения. Василий активно общался с сокурсниками В.И. Коровиковым, А.А. Зиновьевым и Э.В. Ильенковым, ставшими возмутителями спокойствия на факультете философии. Поэтому Давыдова и не оставили работать в МГУ после окончания аспирантуры. А.Р. Лурия помог Василию устроиться редактором в издание «Доклады АПН СССР».

Спустя какое-то время, А.А. Смирнов пригласило молодого человека в Институт психологии. Там Василий и проработал до конца жизни. Примерно в то же время будущий академик познакомился с Д.Б. Элькониным и начал с ним совместную деятельность в одной из столичных школ.

Формирование психики

На ранних этапах творчества Василий Васильевич Давыдов предлагал не использовать термин «развитие» применительно к отдельному человеку. Учёный решил заменить его понятием «формирование». В основе данного термина лежит приобретение, освоение и овладение общественной природы человека, которая была отмечена в специфических продуктах предметной деятельности предшествующего поколения людей. А психика является непосредственно управляющим механизмом труда.

Все способы и виды деятельности человека, а также его склонности, стремления, потребности, индивидуальная активность являются результатом присвоения установленных обществом нормативных образцов данной работы. Давыдов считает, что общественные учреждения в той или иной мере влияют на формирование индивида. Следовательно, понятие «развитие» применительно не к индивиду, а обществу в целом. А становление психики субъекта – это уже формирование.

Новая концепция

В 1978 году Василий Васильевич Давыдов совместно с А.К. Марковой написал статью о проблемах психического развития. В этой работе можно заметить некий сдвиг в творчестве учёного. Дело в том, что Давыдов решил перейти к другой концепции. В статье почти не упоминалось имя Гальперина. Ну а само понятие «развитие» в отношении становления индивида уже не вытеснялось «формированием». Последнему, учёный присвоил собственное значение.

В статье Василий Васильевич рассматривал «формирование» как форму психического развития. При этом он не отождествлял эти два понятия. По мнению учёного, развитие – это закономерный качественный сдвиг в форме и уровне деятельности индивида, который по своей природе является общественным. Помимо теории, в статье есть и эмпирические данные, по которым можно отследить путь развития мышления как у школьников младших классов, так и у подростков.

Педагогическая программа

К концу 1970-х годов Василий Васильевич Давыдов постепенно сменил теорию П.Я. Гальперина на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского. Но хоть и общепсихологические воззрения учёного стали другими, его главная цель совсем не изменилась. Опираясь на теорию Выготского, Василий Васильевич разрабатывал новую педагогическую программу. А помогал ему в этом Д.Б. Эльконин. В основе их концепции лежало три понятия – рефлексия, теоретическое мышление и учебная деятельность. И все они тесно между собой связаны. Самым сложным моментом в разработке теории было правильное соотношение теоретического и эмпирического мышления, которые используются в процессе познания.

«Теория развивающего обучения»

Эту книгу академик Давыдов Василий Васильевич выпустил в 1996 году. Там он подробно рассказал о теории развития детей. Причём сделал это с самой высшей позиции данной проблемы – субъекта познания. По мнению учёного, личность – это субъект деятельности, производящий новый духовный или материальный продукт. Ну а сам процесс получения продукта является актом творчества. Под этим понятием академик понимал реальное преображение самого себя, культуры и предметной действительности. Ну а результат проделанной работы напрямую зависел от интеллектуальных возможностей человека.

Василий Васильевич Давыдов, биография которого известна всем любителям педагогической психологии, считал, что личность является главным субъектом творческой деятельности, но вовсе не единственным. Учёный допускал возможность существования такого термина, как коллективный индивид. Если рассматривать личность, как субъект творческой деятельности, то ей могут стать далеко не все люди, а лишь те, кто достиг значимых для общества результатов.

Наследие

Давыдов Василий Васильевич, краткая биография которого была описана выше, скончался в 1998 году. Всю свою жизнь учёный посвятил изменению принципов школьного образования. Конечно, теоретические взгляды Давыдова периодически менялись, но общая идея всегда оставалась неизменной. Созданная им в соавторстве с Д.Б. Элькониным теория развивающего образования до сих пор успешно применяется во многих школах РФ. А это неопровержимо доказывает её действенность и состоятельность.

Комментарии