Кто такие мегрелы? Где живут, язык, культура
Нация мегрелы – субэтническая группа грузин, в основном проживающая в Мегрелии (Самаргало), расположенной в Западной Грузии. В нее входят семь административных районов: Абашский, Сенакский (переименованный в Цхакайский при советской власти), Хобский, Цаленджихский, Чхороцкуский, Мартвильский (ранее Гегечкорский) и Зугдидский. Регион этнически однородный, за исключением значительных русскоязычных меньшинств в городах Поти, Зугдиди и Сенаки. Много мегрелов живет также в Галском и Очамчирском районах Абхазской автономной республики. Галский рассматривается многими как часть Мегрелии.
Местоположение
Мегрелия граничит на севере с Абхазией и горным регионом Сванетия. На востоке и юге находятся грузинские провинции Имеретия и Гурия, а на западе – Черное море. Из общей площади 4339,2 кв. км примерно 1260 является долинами рек и холмами, а остальные – предгорными и горными зонами, главным образом на северо-востоке (Цаленджихский, Чхороцкуский и Марвильский районы). Ранее заболоченные побережья и долина реки Риони богаты почвами, на которых выращиваются различные культуры, включая шелк, цитрусовые и табак. В низменностях субтропический климат с температурами в диапазоне от средних значений декабря 4–5 °C до июльских 23–24 °C. Зимы длятся не больше месяца. В горных районах холоднее, особенно зимой (-6 – -2° С в январе). Годовое количество осадков в Мегрелии – от 1500 до 2300 мм.
Демография
Население Мегрелии в 1939 г. официально составляло 323 811 человек. С добавлением жителей Абхазии и других районов Грузии, у которых национальность – мегрелы, по некоторым оценкам это число в 1941 году приближалось к 500 000. В 1979 г. официальная численность населения региона составила 405 500 чел., или 10% населения Грузии. 145 тыс., или 32%, жили в 5 городах и 5 крупных населенных пунктах («дадеби»), остальные – в 370 селах. В переписи 1926 г., в которой национальность «мегрелы» учитывалась отдельно, 242 990 чел. идентифицировали себя как мегрелы и 284 834 утверждали, что мегрельский является их родным языком. С тех пор никаких официальных подсчетов не проводилось.
Языковая принадлежность
Мегрельский относится к картвельским (южно-кавказским) языкам и не является взаимно понятным с грузинским. Большинство бывших советских и некоторые западные эксперты относят мегрельский, наряду с лазским, к отдельной ветви южно-кавказской семьи, известной как мегрело-чанская или занская группа. Советский ученый А. Чикобава различал два тесно связанных мегрельских диалекта: западный, самурзакан-зугдидский, и восточный - сенакский. Язык не имеет письменности, и, хотя мегрелы говорят на нем у себя дома, они приняли грузинский язык (картули) в качестве литературного. Отсутствуют языковые школы, книги и газеты, хотя были периодические попытки создания литературного языка в конце царского и в начале советского периода. Мегрельский всегда был одним из наиболее описанных языков Южного Кавказа. Сегодня исследования местного фольклора обширны. Грузинский язык остается уделом бизнеса и правительства. Число людей, владеющих мегрельским, снижается, а большинство местных жителей считает себя грузинами.
Распространенное заблуждение
Некоторые утверждают, что мегрелы – это грузинские евреи. Конечно, это не так. Грузинские евреи прибыли в страну в 586 г. до н. э. и жили по всей ее территории. В 1971 г. началась их массовая алия в Израиль, в результате которой их численность сократилась с 55 400 до 3200 человек в 2010 г.
Кто такие мегрелы?
Эндоним «маргали», по-видимому, отражен в греческом слове Μάνραλοι, которым Птоломей во II веке до н. э. обозначал народы Колхиды. История мегрелов связана с регионом, который был известен древним грекам и римлянам, как Колхида или Лазика, а западными грузинам как Эгриси. В XIV в. она стала отдельным вассальным царством с собственной династией князей Дадиани под названием Одиши. Регион стал называться Мегрелией лишь в XIX в. Он всегда был частью более широкой грузинской культурной и политической сферы, во многом благодаря ГПЦ. Иногда, однако, Мегрелия находилась под разными культурными влияниями, по сравнению с восточными грузинами (кахетинцами и картлийцами), отделенными от западных регионов (Имеретии) горным хребтом Лихи. Греческая, римская и византийская империи оказали гораздо большее влияние на западную Грузию. В XVII в. страна была разделена между Персией и Османской империей. Западная часть, в том числе Мегрелия, находилась под властью Порты, а восточная входила в состав Персии. Церковь также была разделена надвое, и Мегрелия, в которой был свой монетный двор и таможенные барьеры, стала одним вассальных владений, пока не была окончательно взята под покровительство России в 1804 году как автономная территория. Этот статус был ликвидирован после восстания мегрельских крестьян в 1856-1857 гг., захвативших столицу региона Зугдиди. В 1867 г. Российская империя официально упразднила княжество. Под властью России серьезная проблема малярии была решена путем осушения болот. В период с 1918 по 1921 гг. Мегрелия была частью независимой Грузии. В 1921 году она вошла в состав СССР.
О том, кто такие мегрелы, красноречиво свидетельствует тот факт, что конфликтов в прошлом между ними и их соседями было немного. Их ассимиляция с грузинами, ускорившаяся в XIX веке под влиянием модернизации, после советской аннексии была завершена. Некоторые нерешительные попытки местных большевиков создать автономию провалились. Отношения между абхазами и мегрелами в смешанных южных районах Абхазии были омрачены политикой грузинизации, которую проводил мегрел Лаврентий Берия в 1940 и 1950 гг. Конфликт между местными грузинами (преимущественно мегрелами) и абхазами возникали в 1960 и 1970 годы. В июле 1989 года был кровавый конфликт в Абхазии, вызванный требованиями абхазов отделения; более 20 человек были убиты. Мегрелы, внешность и язык которых сильно отличаются от внешности и языка грузин, отвергли предложения политической автономии и поддержали борьбу за независимость Грузии.
Населенные пункты
Несмотря на высокие темпы урбанизации, большинство мегрелов проживает в сельской местности. Высокая плотность населения в низинах существенно не изменила структуру поселений. Дома, где живут мегрелы, имеют свой собственный огороженный двор и хозяйственные постройки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Деревня может простираться на несколько километров. Раньше поселения носили название доминирующей родовой группы. Сегодня жители с общей родословной до сих пор могут жить в одной части деревни. Дома значительно улучшились, по сравнению с примитивными деревянными или земляными постройками прошлых веков, такими как амхара, джаргвала и годора. Большинство сельских мегрелов сегодня живут в двухэтажных деревянных или кирпичных домах со спальнями на втором этаже и коммунальными помещениями (кухней, кладовой) на первом. В Мегрелии 5 городов. Самые большие из них – Зугдиди, Поти и Сенаки – представляют собой смесь особняков и жилых комплексов, состоящих, как правило, из двух комнат в 5-6-этажных зданиях.
Экономика
О том, кто такие мегрелы, говорит их хозяйственная деятельность, которая, прежде всего, базируется на сельском хозяйстве. Традиционно жители питались гоми (Panicum italicum) и, начиная с XVIII века, кукурузой, которая и сегодня остается основной сельскохозяйственной культурой, хотя богатая почва и субтропический климат привели к развитию крупного производства чая и цитрусовых. Грузия поставляла в СССР более 90% отечественных цитрусовых и 97% чая, большая часть которого выращивалась в Мегрелии. Свиноводство, скотоводство и овцеводство имеют важное значение. В Мегрелии также развито виноделие, производство меда и сыра. Семья в селе остается основной экономической единицей. Поти является крупным портом. Военно-морская база, расположенная там, долгое время делала город закрытым.
Народные промыслы
Традиционно большинство семей в Мегрелии занимается ткачеством из шелка и хлопка. Также было развито плетение корзин, гончарное ремесло и изготовление деревянной посуды. Горцы делают шерстяные ковры и одежду. Сегодня народные ремесла продолжаются, хотя и в гораздо меньших масштабах.
Торговля
Раньше мегрелы грузинские славились своим торговым искусством на всем побережье Черного моря. Сегодня торговля контролируется государством и ведется в магазинах в западном стиле, хотя во всех городских районах есть рынки под открытым небом и крытые частные рынки, на которых местные фермеры продают свою продукцию.
Разделение труда
В традиционном патриархальном обществе Мегрелии разные мужские и женские качества принимаются как данность. В прошлом гендерное разделение труда подчеркивалось при рождении, когда мальчикам давали прикоснуться к плугу или мечу, а девочкам – к наперстку или ножницам. Сельскохозяйственные обязанности были раздельными, хотя и мужчины, и женщины работали на полях. Работы в помещении, такие как сыроделие, уборка, приготовление пищи, уход за детьми и ткачество, были почти исключительно обязанностями женского пола. Мужчины занимались гончарством, плели корзины и делали кухонные принадлежности, но женщина – и до сих пор так считается – является хозяйкой дома. Сегодня слабый пол по-прежнему занимается домашним хозяйством, а мужчины делают ремонт дома, помогают совершать покупки и, до некоторой степени, ухаживать за детьми. Девушки до замужества выполняют легкие работы по дому. Рост числа занятых женщин свидетельствует об их равенстве в домашних условиях.
Землевладение
В советский период земля в Мегрелии принадлежала государству в форме колхозов. Небольшие частные землевладения, фруктовые сады и огороды были разрешены, и много времени уходило на сельскохозяйственную деятельность. После смены власти в Грузии колхозы были добровольно расформированы, а земля приватизирована.
Родство
Самой важной группой родственных связей здесь является расширенное семейное домашнее хозяйство. Мегрелы происхождение свое и фамилию традиционно ценят высоко. Каждый род имеет своего покровителя и знак. Мегрелы фамилии свои заканчивают на -(а)я, -уа и -ава. Общество здесь патрилокальное, патриархальное и патрилинейное. Линии родства основаны на родственных отношениях мужчин и экзогамны. Кроме того, существуют важные искусственные родственные отношения, такие как молочное родство детей, которые были на грудном вскармливании одной женщины, названное родство (которое также может иметь место между женщинами), а также статус крестного родителя, хотя только последние два являются по-прежнему распространенными. Хотя женщины часто при вступлении в брак сохраняют свою девичью фамилию, дети принимают фамилию отца. Некоторые ученые предполагают, что элементы культуры бывшей материнской линии до сих пор можно обнаружить в грузинском и мегрельском обществе, как это отражено в некоторых религиозных обычаях и в языковых конструкциях. Патриархальные аспекты мегрельского общества были несколько ослаблены, особенно в городских районах. Отсутствие наследников мужского пола больше не является социальной трагедией, двустороннее родство постепенно заменяет исключительно мужские родственные отношения, а проживание с родителями невесты может иметь место без социального клейма.
Брак и семья
Традиционно брак устраивался даже при рождении старшим братом невесты или ее дяди по матери. Свадьба не могла состояться, если пара имела одну фамилию, была связана через искусственное родство или принадлежала к одному роду. Кроме последнего случая, запреты остаются в силе и сегодня. Супружества с односельчанами избегали, и старшая дочь всегда выходила замуж первой. В течение одного года после свадьбы пары молодоженов не могли общаться друг с другом в общественных местах. Средний возраст вступления в брак в сельской местности был от 13 до 14 лет, и похищение невест было допустимым при условии, что соблюдался ряд сложных правил. Современные браки уже не устраиваются, и, хотя пары по-прежнему женятся рано и уже вскоре после этого имеют детей, в настоящее время минимальный возраст равен 17 годам. Ожидается, что женщины остаются девственницами до свадьбы. Развод случается редко, особенно в сельской местности, но добиться его несложно, и права женщин в любом населенном пункте соблюдаются и охраняются законом. Официальная церемония бракосочетания уже не религиозная, хотя пары часто венчаются в церкви. После свадьбы проживание патрилокальное. Основной формой контроля рождаемости был аборт.
Домашнее хозяйство
Большие семьи являются источником взаимной экономической и эмоциональной помощи. Они до сих пор сохраняются в сельских районах Мегрелии, но эта норма, в частности, касающаяся женатых братьев, уступает место более ограниченной семье, в которую входят бабушки и дедушки или неженатые братья и сестры. Близкие родственники до сих пор, как правило, живут по соседству. В городских районах наблюдается тенденция к созданию нуклеарных семей.
Наследование
Исторически сложилось, что земля и имущество наследовались по мужской линии, особенно среди братьев, хотя и женщины также имели право на некоторую личную частную собственность. Современные законы поддерживают двустороннее наследование, хотя государство редко вмешивается в такие вопросы, считающиеся предметом коллективного решения сожителей умершего члена домашнего хозяйства и расширенной семьи. Завещания составляются редко.
Социализация
Дети являются центром семейной жизни. Малышей редко наказывают физически. В прошлом дети воспитывались так, чтобы соблюсти традиционные гендерные роли. В мальчиках поощрялась жесткость и умение ездить верхом, охотиться с применением огнестрельного оружия; девочек готовили к ведению домашнего хозяйства. Власть отца строго соблюдалась, как и уважение к родителям и умершим предкам. Эти модели, в которых лошади были заменены на автомобили, остаются нетронутыми и сегодня, и их выполнение является обязанностью всей семьи. Государство начинает принимать участие в процессе социализации, когда дети идут в школу в 7 лет. С подросткового возраста начинается приобщение к ведению семейного домашнего хозяйства.
Социально-политическая организация
Мегрелия, как часть бывшей Грузинской ССР и СССР, находилась под контролем коммунистической партии. Области, которые включают Мегрелию, избирали делегатов Верховного Совета Грузинской ССР и в свои собственные областные и городские советы. Регион не имел отдельного представительства или автономии, в отличие от Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, каждая из которых избирала «национальных» представителей в Совет Национальностей. После избрания некоммунистического правительства Грузии в октябре 1990 года роль коммунистов в местных делах серьезно снизилась и их заменили другие партии.
Социальная организация
Структура классов в Мегрелии является профессиональной. Высший класс белых воротничков городских образованных людей обладал наибольшей властью в регионе посредством коммунистической партии и других правительственных или административных структур. Образование и работа в офисах несет высокий статус. Сельское общество рассматривается как нечто «провинциальное», хотя сельские семьи уважают за их сохранение традиционного образа жизни.
Политическая организация
Важными организациями на местах были сельские, городские и районные советы и местные партийные организации. Советы были заменены представительными органами местного самоуправления. В прошлом в сельсоветах было много беспартийных, хотя в городе и на районном уровне, как правило, коммунисты составляли большинство. Сегодня последние больше не доминируют ни в местных органах власти, ни на избирательных или административных постах. Их сменили представители независимых политических партий.
Социальное управление
Разрешение конфликтов и поддержание согласия обеспечивались такими неформальными образованиями, как семья, деревня и группы сверстников, а также формальными организациями, такими как партия, школы, местные советы и суды. Суды действуют на районном и муниципальном уровнях. Проводятся и выездные сессии, которые могут посещать рабочие места и различные населенные пункты. Все судьи избираются и ранее почти всегда были членами компартии.
Конфликт
Народ мегрелы всегда был на переднем крае грузинского конфликта с соседями-мусульманами. Турки несколько раз захватывали регион, в последний раз в 1918 году. Имели место также конфликты с другими частями Грузии во времена династических борьбы и крестьянских восстаний в XIX и начале XX веков. В советский период межэтнические конфликты были минимальными. В июле 1989 года события в южных районах Абхазии, однако, значительно ухудшили абхазо-мегрельские отношения.
Религиозные верования и практики
Основная религия Мегрелии, как и в остальной части Грузии, – грузинское православие. Православная церковь страны является автокефальной. Раньше каждый род имел своего покровителя и знак (джинджихати), которые использовались для получения духовного заступничества. Святой Георгий был самым важным святым и ряд его мощей якобы хранятся в самых священных мегрельских церквях в селе Илори. Архангелы Михаил и Гавриил (которым иногда поклонялись как единому целому) также имели высокий статус в Мегрелии; другие святые имели конкретные сферы компетенции и их праздники всегда соблюдались. Церемонии и верования дохристианских времен смешиваются с религиозными обрядами. Раньше мегрелы верили в лесных духов и другие языческие божества. Элементы таких верований сохраняются в определенных обычаях и суевериях, окружающих рождение, брак, смерть, Новый год или праздники урожая. Мегрелы не являются в целом верными прихожанами, хотя новая либеральная политика в отношении религии стала причиной религиозного возрождения, как и везде в Грузии.
Искусство
О том, кто такие мегрелы, говорит их искусство – местные мужчины славятся своим полифоническим пением а капелла, а песни и танцы, хотя и в грузинском стиле, имеют свои собственные черты. Уникальные местные музыкальные инструменты, такие как лархеми («тростник», форма свирели), сейчас исчезли.
Медицина
Колхида, частью которой была Мегрелия, славилась среди древних греков своими лекарствами. Волшебница Медея была отсюда родом. Многие народные снадобья сохранились до сих пор, некоторые из которых были включены в современную грузинскую медицину. Большинство мегрел отдает преимущество современным лекарствам по сравнению с традиционными. Намного меньше женщин теперь рожают дома.
Смерть
Смерть в Мегрелии оплакивается открыто и интенсивно. В сельских и городских регионах смерть подчеркивает родственную связь и единство рода. Для семьи покойного собирается финансовая помощь. Многие традиционные обряды, окружающие панихиду и погребение, все еще соблюдаются. С телом прощаются в течение четырех дней, во время которых никакая пища в доме не готовится, хотя для гостей родственники и близкие организуют поминки. Поминальные трапезы также проводятся на сороковой день и через год после смерти. По традиции близкий родственник-мужчина не будет бриться или работать по субботам в течение года. Траур может продолжаться от 10 до 15 лет, в течение которых на могилу приносят подношения, свечи и продукты. У мегрелов также есть свой эквивалент дня всех усопших (сунтаоба), когда семьи посещают могилы родственников.