Российская военная база в Иране. Авиабаза в иранском Хамадане
Не успела российская база в Иране появиться (16 августа 2016 года), как прошла информация об ее «сворачивании» (22 августа 2016 года). Что произошло между странами? Во всем виновата Америка? Но обо всем по порядку.
Зачем России база в Иране
Речь пойдет об иранской базе «Хамадан». Так зачем нашей стране еще одно место базирования воздушно-космических войск? Причин несколько:
- Подобный стратегический объект значительно усиливает военную группировку на Ближнем Востоке для борьбы с запрещенной в России группировкой ИГИЛ.
- Использование базы в Иране сокращает расстояние перелета тяжелых стратегических бомбардировщиков в несколько раз. ТУ 22М3 взлетают из Моздока для нанесения авиаударов по террористам. Перелет в один конец занимает около четырех часов. Согласимся, что нагрузка на пилотов и технику колоссальная. И это без учета обязательной дозаправки и обратного пути. С иранского «Хамадана» время полета до Сирии составляет всего один час.
Может, причина в ином? Ведь нефти много кругом!
Факторы, которые были упомянуты выше, - официальные. Их озвучивали власти и средства массовой информации. Но некоторые специалисты назвали другую, истинную причину. Это цена на нефть. Попробуем разобраться.
Российская база в Иране располагалась на юге страны, недалеко от побережья Персидского залива. Длительность ее использования, наоборот, не экономит, а разоряет бюджет. Ведь чтобы доставить туда боеприпасы, топливо для тяжелого бомбардировщика, необходимо изрядно вложиться в инфраструктуру. Кроме того, морские грузы придется доставлять чуть ли не кругосветным путешествием в обход Европы. Отсюда два вопроса:
- Почему не оборудовать базу в Сирии? И режим лояльный, и транспортировка боеприпасов намного легче через Средиземное море.
- Почему не найти другое место в Иране, чтобы транспортировать грузы по Каспию? К тому же будет ближе расстояние до Сирии?
Вывод некоторых специалистов гласит: Россия пытается повлиять на стоимость нефти.
Низкие цены на углеводороды серьезно бьют по бюджету нашей страны. А летающие крылатые ракеты над нефтяными районами Ирака и Ирана, а также бомбардировщики в бассейне Персидского залива - это всегда опасность. Снаряды могут не попасть в цель, а также «случайно» приземлиться на какой-нибудь танкер, перевозящий черное золото. Это знают специалисты и биржевые брокеры. Котировки нефти поползли вверх.
«Кому война, а кому мать родна»?
Кроме того, некоторые журналисты утверждают, что Москва умышленно пытается вернуть иранские санкции. Цены на нефть сильно упали, после того как Запад снял экономическую блокаду с Тегерана. Иран, как известно, не мог продавать нефть. Поэтому любые цены на черное золото для него выше, чем ноль. Когда остальные страны-экспортеры сформировали свои бюджеты с учетом «высокой нефти», Иран научился жить без ее продажи. Теперь же он извлекает огромные прибыли в то время, когда остальные несут колоссальные убытки.
Кроме того, Тегеран не соглашается ни на какое снижения добычи с целью повысить цены на углеводороды на мировых рынках. «Нас никто не жалел, когда против нас были санкции, а остальные извлекали прибыль. Почему мы теперь должны помогать им? Теперь Иран будет извлекать прибыль», - заявляют дипломаты этой страны.
«Болтун – находка для шпионов»?
Наша база в Иране закрылась, что называется, не успев открыться. Причины до сих пор не ясны. Командование ВКС особых комментариев не дает. От нее можно узнать лишь то, что тяжелые бомбардировщики вернулись на авиабазу в Моздок, откуда, собственно, и вылетали до этого.
Иранская сторона более эмоциональная. Министр обороны ближневосточной страны Дехган буквально «разгневался» в своих выступлениях по этому поводу, сказав, что последний российский самолет покинул их территорию. Особо странно это звучит на фоне его недавнего заявления, что база в Иране по времени «будет столько, сколько нужно».
Также министр обороны Ирана говорил о раскрытии Россией секретов, что многое объясняет.
Дело в том, что, согласно конституции, страна не предоставляет территорию для военных из других стран. Наша база в Иране нарушает основной закон исламской республики. Генерал Дехган, предоставив территорию, пошел на конфликт с меджлисом, который не ратифицировал договор с Россией.
Возможно, военное руководство Ирана урегулировала бы конфликт внутри общества, а тяжелые бомбардировщики продолжали бы находиться «на дозаправке» в стране, если бы не российская пропаганда.
«Россия расширяет свое влияние»?
Чего только не услышишь в отечественных СМИ о «величии» России. И «расширение на Восток» по аналогии с НАТО, и «новые альянсы» и др.
Ясно было одно: в период экономической блокады и политической изоляции новость о военном присутствии в новом месте оказалась «спасительной соломинкой» в информационном пространстве. Временная «база» ВВС России в Иране преподносилась дипломатами и СМИ как победа на международной арене и «расширение влияния».
Такое поведение вызвало волну негатива внутри иранского общества, а министр обороны заявил о российском пиаре за счет ближневосточной страны.
Во всем виновата Америка?
Помните крылатую фразу: «В футбол играет две команды, а побеждают немцы»? В этом случае ее можно перефразировать: «Что бы ни произошло, во всем виноваты Соединенные Штаты».
В данном случае Америка действительно косвенно причастна к инциденту. База России в Иране больше выгодна не с экономической точки зрения - как «сохранение» топлива, а с политической. Ее существование поднимало авторитет РФ на международной арене. По словам генерала Дехгана, Москва просто «использует» Тегеран в своих целях и обманет в определенный момент.
Это происходит на фоне внутриполитической борьбы. Многие опасаются, что вклад Ирана в решение сирийской проблемы окажется напрасным из-за эффективных ударов ВКС РФ, а значит, дивиденды от помощи достанутся России. Предоставление своей территории для ударов только усилило их опасение. Сторонники базы утверждали, что обе страны имеют общие цели и должны сотрудничать по сирийскому вопросу. Однако массовые заявления среди российской пропаганды «напугали» и их.
Нужно ли учить историю?
База России в Иране продемонстрировала тот факт, что элита ближневосточной страны хорошо помнит историю. Если мы «вчерашних друзей» сегодня называем «врагами», а завтра «братьями» (пример с Турцией очень показателен), то жители этой страны так не поступают.
Недоверие к России очень хорошо прослеживается в обществе. Нам «припоминают» и прекращения военного сотрудничества в угоду Западу, и оккупацию прикаспийской территории Петром I. Также не забывается и интервенция во времена Второй мировой войны на пару с Великобританией, и еще трижды до 1917 года.
Справедливости ради скажем, что такое отношение прослеживается не только к нашему государству: после 1979 года, во время Иранской революции, страна выгнала всех иностранных советников, дипломатов. Отсутствие военных из других держав - ключевой принцип в политике Ирана.
Именно поэтому Россия так «громко» заявила на весь мир, что у нее есть база в Иране, после чего поплатилась за сказанное.
Произошло недопонимание?
Гордость иранцев – отсутствие на их территории иностранных войск. Они могут терпеть любые экономические санкции, но потеря суверенитета воспринимается болезненно. Иностранные военные, которые могут разведать данные о ПВО и ВВС, символизируют утрату независимости, несмотря на то, какие цели они выполняют.
Тегеран предоставил России территорию только для дозаправки. Никаких длительных пребываний самолетов и пилотов, как в сирийском Хмеймиме, быть не может. Наше же военное и политическое руководство восприняло разрешение на дозаправку как предоставление территории длительного присутствия. Пропаганда начала «раздувать» новость о том, что появилась военная база России в Иране.
Задачи выполнены, можно уходить
Официальное заявление руководства ВКС РФ гласит, что цели достигнуты. База в Иране свою миссию выполнила. В дальнейшем использовании авиации с Хамадана нет необходимости.
Однако официальная версия, по всей вероятности, нужна, чтобы «не потерять лицо» и «оправдаться».
Другая возможная причина быстрого сворачивания – России указали на дверь, т. к. она сообщила об использовании авиабазы «Хамадан» без предварительного уведомления Тегерана. Это вызвало раскол в иранском обществе, которое близко к сердцу принимает присутствие военных на своей территории. Даже если они прилетают туда «на дозаправку».
В общем, две версии кардинально разошлись.
Кому верить?
Как рассказывали специалисты, российские тяжелые истребители прилетали в Иран на дозаправку и до 16 августа 2016 года. Без дозаправки такие самолеты просто не долетят до Сирии с Моздока. Ирак, подконтрольный США, вряд ли бы разрешил предоставить свою территорию для этого.
22 августа 2016 года стороны заявили о сворачивании объекта после того, как Россия во всеуслышание «затрубила» о мнимых ирано-российских военных альянсах и о расширении сфер влияния. Просуществовала официально база всего 5 дней. Так кому же верить?