Для чего нужен иллюминатор самолета?
Взлет самолета приводит к существенным нагрузкам на бортовые системы и обшивку судна. Поэтому обслуживающему персоналу важно следить не только за тем, что происходит внутри воздушного средства передвижения, но и снаружи. Отчасти способствует этому иллюминатор самолета, через который можно зафиксировать возникновение внештатной ситуации, например, возгорание двигателя либо повреждение обшивки.
Может ли разбиться иллюминатор при посадке
Как правило, иллюминатор самолета представляет собой конструкцию, сформированную из трехслойного стеклопакета. Такая система способна противостоять существенным перепадам давления.
Взлет самолета и набор последним высоты приводит к тому, что на стекла оказываются нагрузки до 4-х тонн. И если иллюминатор способен выдерживать такое давление, ему ничего не грозит при посадке.
Что касается внутреннего стекла, к которому могут прикоснуться пассажиры, оно носит лишь декоративный характер. Его повреждение не отразится на безопасности при нахождении в салоне воздушного судна.
Зачем на иллюминаторах установлены шторки
Шторки иллюминаторов требуются по нескольким причинам:
- После посадки глаза пассажиров должны адаптироваться к имеющемуся освещению на борту самолета. Лишь после этого шторки раздвигаются, что позволяет видеть происходящее за бортом.
- Задвигая шторки, экипаж получает возможность сконцентрироваться на обслуживании пассажиров. При необходимости эти занавески можно отодвинуть, если нужно сообщить пилотам о возникновении внештатных ситуаций за бортом, например, подтвердить наличие аварии.
- Шторки защищают пассажиров от потенциальных ранений, которые могут возникать, например, при жесткой посадке, в результате повреждения стекол иллюминаторов.
- Задвинутые шторки позволяют сохранять спокойствие пассажирам, которые испытывают страх высоты.
Почему иллюминаторы самолетов имеют обтекаемую форму
Подобный дизайн не является художественной задумкой для придания интерьеру салона привлекательности. Как показывает практика, округлый, обтекаемый иллюминатор самолета лучше переносит повышенное давление, за счет его оптимального распределения по всей поверхности.
Подтверждением вышесказанному выступает тестирование иллюминаторов различной формы на аппаратах с реактивным двигателем. Так, в 50-х годах прошлого века авиастроительная компания De Havilland выпустила пассажирский лайнер, который содержал квадратные иллюминаторы. Однако инновационный самолет ожидала печальная участь. В 1954 году, в ходе полета квадратные иллюминаторы не выдержали нагрузки, и в салоне произошла разгерметизация. После аварии конструкторы больше не прибегали к установке смотровых окон подобной формы.
Зачем отверстие в иллюминаторе
Многие пассажиры могли заметить наличие небольшой дырочки в окошке иллюминатора. Названное отверстие требуется для стабилизации давления между отдельными стеклами конструкции. Если при взлете температура окружающей среды составляет в среднем 25°C, то при наборе оптимальной высоты полета в 10 000 метров, показатель достигает -35°C и ниже. В результате иллюминатор самолета подвергается существенным нагрузкам из-за расширения и сжатия воздуха.
Через вышеуказанное же отверстие воздух выходит при росте температуры окружающего пространства и входит при падении показателя. Без реализации такой конструкторской задумки материал изготовления иллюминаторов мог бы давать трещины и деформироваться.
Дырочка в иллюминаторе выполняет еще одну функцию. Ее наличие препятствует запотеванию стекол и, как следствие, их обледенению.
Стоит заметить, что в пассажирских лайнерах АН-24 советского образца не содержалось описанных отверстий. Альтернативой им служили трубчатые воздухоотводы, которые располагались в обшивке фюзеляжа самолета. Такое решение способствовало поддержанию стабильного уровня давления между элементами конструкции иллюминаторов.
Какие функции выполняют отдельные панели иллюминаторов
В ходе набора высоты пассажирским лайнером давление внутри салона остается прежним, а снаружи самолета происходит его существенное падение. Это приводит к повышению нагрузки на иллюминаторы, которые состоят из нескольких стеклопластиковых панелей.
Наименее прочным является внутреннее стекло, с которым может контактировать пассажир. Служит оно лишь для изоляции от шумов, производимых двигателями лайнера, а также для задержки тепла в салоне.
Гораздо прочнее внешняя панель иллюминатора. Указанный элемент выполнен из максимально прочного материала и способен выдерживать значительное атмосферное давление.
Что касается средней панели, то она играет в основном роль страховки. Применяется такое стекло на случай повреждения внешнего элемента стеклопакета. Однако вероятность возникновения подобных ситуаций крайне мала.