Драматург Карло Гольдони: биография и творчество

Карло Гольдони – прославленный венецианский либреттист и драматург 18 века. Один из признанных мировых классиков. В этой статье мы поговорим о биографии и творчестве знаменитого итальянского писателя.

Карло Гольдони: биография

Родился Гольдони 25 февраля 1707 года в Венеции в семье врача. Его родители мечтали о юридической карьере для сына, поэтому насильно отправили мальчика изучать право. Однако Карло с детства был пленен театром. И когда его в 14 лет отправили изучать философию, он сбежал от учителей и присоединился к бродячей театральной труппе. Пробыл Гольдони среди артистов недолго и через 4 года оказался в училище в Павии. Но и здесь надолго не задержался, Карло исключили за то, что он написал сатирическую пьесу, где высмеивал своих учителей.

В конце концов, благодаря стараниям семьи, Карло в 1732 году удалось получить докторскую степень и выйти в адвокаты. Однако адвокатурой будущий драматург занимался недолго и больше времени тратил на сочинительство. В 1738 году выходит в свет пьеса Momolo cortesan, которая стала началом его драматургической деятельности. Однако ранние произведения писателя были не особенно удачными.

Драматургический успех

В 1748 году Карло Гольдони, творчество которого к этому времени высоко ценилось, становится одним из драматургов известной итальянской труппы Медебака. Вскоре писатель вместе с труппой обосновывается в Венеции, которая принимает Гольдони с восторгом. Здесь он живет до 1762 года, продолжая совершенствовать свой писательский дар. Этот период считается наиболее плодотворным для Карло. Только за 1750 год ему удается создать 16 комедий, среди которых были такие известные, как «Семейство антиквара», «Кофейня», «Лжец», «Бабьи сплетни».

В 1756 году Карло Гольдони переходит в другую труппу и до 1762 пишет для нее еще 60 комедий, среди которых - «Трактирщица», La Villegiatura, Baruffe Chiozzote. Большая часть пьес этого периода посвящена изображению венецианской жизни. Это удавалось делать драматургу мастерски, и именно эти пьесы можно до сих пор видеть на театральных подмостках.

Жизнь в Париже

К 1762 году Гольдони понял, что родная венецианская публика начала отдавать предпочтение фантастическим пьесам Гоцци. Не желая видеть, как угасает его слава, Карло Гольдони перебирается в Париж. Перед отъездом он написал одну из красивейших своих комедий - Una della ultime sere del Carnevale. Эта пьеса стала своеобразным прощанием с родной Венецией.

В Париже драматург прожил следующие 30 лет. Во Франции писатель продолжил заниматься любимым ремеслом. Здесь была написана одна из лучших комедий драматурга Le bourru bienfaisant. В Версале 6 февраля 1793 года в возрасте 85 лет и умер Гольдони.

Уже в старости он написал свои мемуары, которые стали ярчайшим образцом литературного и театрального мира. Последние годы своей жизни великий драматург прожил в нужде. Ему приходилось давать уроки итальянского языка, чтобы как-то продержаться. Несмотря на то что конвент насчитал ему пенсию, писатель умер раньше, чем начал ее получать.

Новаторство Карло Гольдони

Фото картин с изображением драматурга и памятника, посвященному творцу, можно увидеть в данной статье. Гольдонни является известным драматическим новатором и реформатором. Долгое время итальянский театр был представлен только комедией масок, основанной на импровизации. К середине 18 века она окончательно устарела, но попыток, которые предпринимались для ее разнообразия, явно было недостаточно.

Только Гольдони удалось изменить положение дел. К своей цели драматург шел постепенно. Его первая пьеса Momolo cortesan была частично сценарием. А к 1750 году Гольдони окончательно отошел от старой сценарной техники. Однако полностью забыть о комедии импровизаций драматург так и не решился, поэтому оставил самые популярные и наиболее любимые итальянским зрителем маски: Доктор, Панталоне, Бригелла, Арлекин, Коломбина и пр. Однако все эти образы были тщательно переработаны писателем, и характеры их изменились.

Изменение характеров масок

Сатира Карло Гольдони была не столь суровой, как в классической комедии масок, что повлияло и на персонажей. Доктор, до этого описывавшийся как пьяница и болтун, стал добропорядочным семьянином. Бригелла, в прошлом мошенник и плут, у Гольдони предстает хозяином трактира или мажордомом.

Особенно отчетливо проявился морализаторский характер пьес писателя в маске Панталоне. Прежде герой изображался как скупой, смешной и похотливый старик. Теперь же Панталоне преобразился и стал пожилым почтенным купцом, носитель лучших качеств венецианской буржуазии. Он становится рупором демократических идей, наставляет аристократов. Говорит о том, что у всех людей есть одинаковые права.

Буржуазия в Италии, пропагандирующая в те годы среди народа свои идеалы, находила в произведениях Гольдони как ласковое поучение, так и поощряющую похвалу. Драматург активно пропагандировал идею о том, что буржуазия выше опустившегося дворянства в нравственно-духовном плане. Такая идеологическая направленность делала творчество писателя еще более популярным среди населения.

Послесловие

Таким образом, является создателем классической итальянской буржуазной драмы Карло Гольдони. Краткая биография писателя, представленная выше, свидетельствует о невероятной преданности писателя своему ремеслу. Несмотря на протесты семьи, он стал драматургом и прославился как новатор. Общеевропейской известности Гольдони обязан своему стремлению к реализму и правдивому изображению быта, что в его времена было редкостью. Не случайно Вольтер назвал драматурга «живописцем натуры». Гольдони очень любим на родине. В Италии, в том числе и Венеции, драматургу воздвигли несколько памятников.

Комментарии