Лучший истребитель в мире СУ-27: история создания, интересные факты
Высокопрофессиональный коллектив авторов, инженеров, творческих работников и историков – это студия «Крылья России», создавшая десятки документальных хроник по истории авиации. Особое место в её фильмографии занимает мини-сериал об истребителе СУ-27, которому посвящена статья.
Коротко о студии
Датой основания студии является 1984 г. Это связано с созданием отдела видеосопровождения «Бурана» - уникального проекта советского времени. Оператор С. Жадовский снимал посадку МТКК из кабины истребителя МиГ-25, сделав по-настоящему профессиональный материал.
Затем видеостудия готовила передачи и фильмы для телеканалов «Российские университеты», «Россия» (РТР), ОРТ. Только на ТВ-канале «Культура» за четыре года подготовлено 100 серий телепередач «Мир авиации». С 2005-го коллектив стал привлекаться к освещению парадов с Красной площади. Последнее время студия сотрудничает с каналом «Звезда».
Именно по его заказу в 2010-м был подготовлен документальный цикл «Лучший в мире истребитель», являющийся одним из самых правдивых рассказов о предпосылках и особенностях создания истребителей четвёртого поколения, их технических характеристиках и инновациях, реализованных конструкторами.
История создания истребителя
Раздел боевых самолётов по назначению произошёл в Первую мировую войну. Флагманами авиации, ведущими борьбу с силой притяжения, стали истребители. Создавая всё более совершенные самолёты, конструкторам всё время приходилось чем-то жертвовать: скоростью в пользу маневренности, дальностью полёта в пользу боевой нагрузки.
После Второй мировой поршневые моторы исчерпали себя, им на смену пришли реактивные двигатели. Монопланы со стреловидными крыльями в 50-е годы преодолели скорость звука, отлично решая задачи ведения боя на расстоянии воздух-воздух. Война во Вьетнаме показала, что принесённая в жертву скорости манёвренность необходима для ведения ближнего боя, позволяя «увернуться» от ракет противника.
Документальный сериал освещает проблему рождения нового самолёта в остром соревновании между СССР и США, в котором на первом этапе побеждали американцы, начавшие разработку многоцелевого боевого комплекса в небе уже в 60-е годы (F-15).
Задание перед российскими разработчиками было сформулировано в 1971-м, и лучший проект предложило ОКБ Павла Сухого. Особенностью их идеи стала принципиально новая конструкция самолёта с заострённым носом, где за подъёмную силу отвечало не только крыло, но и остальные части фюзеляжа, создавая эффект наплыва. Весной 1977-го опытный самолёт поднял в воздух пилот В. Ильюшин. Можно утверждать, что именно в этот день родился лучший истребитель в мире – СУ-27.
Борьба за лидерство
Лётчик поднял в небо более сотни самолётов, но впервые признал, что встретил машину умнее пилота. Помимо аэродинамических инноваций, в ней было собрано всё лучшее, чем на тот момент располагала боевая авиация: тяга двигателя АЛ-31Ф превышала вес самолёта, электрическая система управления не требовала физических затрат, система дозаправки в воздухе позволяла увеличивать дальность полёта, радиолокатор обнаруживал цель на расстоянии в 100 км.
Но главное – это непревзойдённая маневренность, говорившая о том, что создан лучший истребитель в мире. СУ-27 уже был готов к серийному производству, когда стало понятно, что его характеристики не превосходят показатели американского F-15.
М. Симонов, бывший на тот момент главным конструктором, начал ломать схему самолёта на этапе начавшегося производственного процесса. До января 1978-го была проделана гигантская работа по снижению аэродинамического сопротивления: по-другому расположили агрегаты двигателя, изменили носовую часть, переделали конструкцию шасси.
Всё это позволило в 1986-м установить более трёх десятков мировых рекордов и в очном противостоянии с американскими истребителями продемонстрировать своё господство в небе.
Документальный сериал из четырёх самостоятельных фильмов убедительно доказывает преимущество отечественного самолёта, поступившего на вооружение в 1985-м.
Интересные факты
- Во время испытательных полётов СУ-27 погибло несколько лётчиков-испытателей. Среди них Александр Комаров и Евгений Соловьёв - лучшие в своей профессии.
- На основе СУ-27 создано несколько модификаций, в том числе для палубной авиации.
- Сбрасываемая масса бомбардировщика Су-30 – 8 тонн, что является беспрецедентным показателем. Это лучший истребитель в мире. Су-27 имеет уникальный потенциал по дальнейшему развитию и модернизации.
- «Соколы России», «Стрижи», «Русские Витязи» выполняют фигуры высшего пилотажа на СУ-27.
- Перехватчик СУ-30 можно отнести к поколению истребителей 4+. Первые машины с уникальным радиолокационным оборудованием уже появились в войсках.
Чтобы сохранить авиационную промышленность в трудные 90-е, государство решило продавать за рубеж лучший истребитель в мире. СУ-27 имеется на вооружении Китая, Индии и других стран. Самое важное, что современное оружие – это оружие сдерживания, не участвующее в крупных военных баталиях современного мира.