Саратов: архитектура и градостроительство
Человек – создатель по своей природе. В один момент своего развития человечество перешагнуло тот этап, на котором его деятельность была направлена на создание чего-то функционального, практичного, и свою историю начала красота, внешняя привлекательность созданного. Люди начали делать свой окружающий мир таким, чтобы каждую минуту он мог радовать глаз. И с этой целью существует искусство, неотъемлемой частью которого является архитектура. Это великое дело, ведь при построении целых городов нужно соблюдать один стиль, одни мотивы в его основных сооружениях, но при этом каждому из них придавать особенную черту, индивидуальность. Россия богата городами, идя по улицам которых забываешь смотреть на дорогу, не позволяя себе оторвать глаз от красоты его зданий. Одним из таких мест является Саратов. Архитектура и градостроительство этого города берут своё начало многие века назад, но вся история и характер разных периодов времени сохранились на фасадах местных сооружений.
Архитектура Саратова
Существует много причин, которые заставляют туристов посетить Саратов. Архитектура занимает почетное место среди них. Всю историю градостроительства этого города, все перемены в стилях и настроях его улиц можно проследить как некую линию времени, которая протекает по его улицам. К примеру, барокко сохранил в себе Свято-Троицкий собор у Волги, первые кварталы Московской ясно отображают русский классицизм, далее – эклектика середины ХІХ столетия, Императорский Николаевский университет как представитель неоклассического модерна и железнодорожный вокзал во всей красоте неорусского модерна. К сожалению, за более чем 400 лет истории города его архитектурное наследие отображает только последние два столетия. Над сохранением исторически ценных сооружений работает комитет архитектуры и градостроительства Саратова.
Свято-Троицкий собор
Саратов, архитектура которого полна истории, может представить самое старое здание местности – Свято-Троицкий собор, или Собор во имя Живоначальной Троицы. Он был возведен в конце XVII века и до сих пор сохранил изысканность нового тогда для Саратова стиля. В начале XVIII века к основному зданию была сделана главная пристройка – колокольня. Позже Свято-Троицкий собор менялся много раз, но в каждом случае оставался интересным памятником церковной архитектуры. Его стиль можно определить как «нарышкинское» или «московское» барокко.
Саратовская консерватория
В начале прошлого века архитектор Юнг из Петербурга закончил свое творение – музыкальное училище, которое сейчас является Саратовской государственной консерваторией. Через десять лет своего существования это здание поддалось изменениям по инициативе архитектора Каллистратова, в результате чего появились явные элементы готики южной Германии. После история Саратовской консерватории менялась много раз, но внешне она всегда оставалась такой же.
Управление Рязано-Уральской железной дороги
Архитектура города Саратова настолько разнообразна, что в нем легко потеряться во времени. Одной из главных достопримечательностей этого города является управление Рязано-Уральской железной дороги. Оно было построено в начале прошлого столетия, в эпоху эклектики, и вобрало в себя все прелести того времени. Управление являет собой большое пятиэтажное здание с двумя основными входами.
Городской Общественный банк
Неповторимый архитектурный облик городского Общественного Банка – это прекрасный пример сочетания архитектурного размаха и мелких деталей скульптуры. Сам банк долгое время не имел своего отдельного здания. Кочевание из одного помещения в другое привели к решению, которое стало переломным в его истории. В начале ХХ века по улице Театральной был выставлен на продажу небольшой дом. Это место сразу же было выкуплено Общественным банком и подготовлено для воздвижения здания, которое позже будет включено в памятники архитектуры Саратова.
Особняк Федова Васильевича Котенева
Еще один представитель русского классицизмы - особняк Федова Васильевича Котенева – место, которым гордится Саратов. Архитектура этого здания выделяется в историческом районе города. Построенный еще в 1810 году архитектором Сурановым особняк сохранил индивидуальность, но в то же время стал частью единой композиции площади Музейной.