Русский классицизм как стиль архитектуры
Русский классицизм, представляющий собой стиль архитектуры, который получил распространение в России в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, сочетал в одном произведении элементы разных стилей, сохраняя динамику и пластику рококо и барокко. Позже начали появляться классические жилые дома и дворцы-усадьбы, которые впоследствии стали образцами строительства различных загородных усадеб и застройками русских городов.
Известны следующие архитекторы классицизма: Старов И.Е., Казаков М.Ф., Бланк К.И., Баженов В.И., Кокоринов А.Ф., Ринальди А. и прочие. Их творения составляют одну из важных глав истории русской архитектуры и живое художественное наследие, которое продолжает своё существование в качестве музейных ценностей, а также элементов современных городов.
Перед тем как должны были возводиться здания, русский классицизм предполагал создание так называемых аналогов проектных чертежей, это позволяло точно освоить этот стиль по чертежам. Гравюры копировали и рассылали по русским городам. Так, на них все постройки отличались ясностью композиционного приёма, тонкой прорисовкой деталей, гармонией пропорций и лаконичностью объемов. Помещения объединялись в функциональные группы, боковые крылья связывали переходы, что образовывало парадный двор. При строительстве использовался красный кирпич, а также белый камень; воздвигались колонны с антаблементами, возводились гладкие стены с прорезанными проёмами, фасады с крупным рельефом, стрельчатые арки, порталы входов и прочее.
Таким образом, русский классицизм имел следующие принципы:
1. Здание строилось в виде параллелепипеда, и должно было иметь три этажа.
2. Жилой объект должен включать центральный корпус, соединённый с двумя флигелями прямыми галереями.
3. Центральный корпус должен быть отмечен портиком.
4. Границы фасада представлены в виде простых углов, полости ничем не украшались, окна конструировались прямоугольные, проёмы в которых были без обрамления.
5. Единственной декорацией здания должен выступать портик огромного ордера (на всю высоту конструкции).
6. Колонны отодвинуты от стен для прохода.
Можно сказать, что русский классицизм имеет отблески византийской и древнерусской культур, одновременно с барокко. В качестве примера могут выступать следующие строения: дом Пашкова, Царское село, Петродворец, Зимний дворец, Московский сенат и прочие.
Своего пика этот архитектурный стиль достиг при строительстве Петербурга. Так, А. Леблоном был разработан план города, согласно которому он имел овальную звездчатую структуру. На сегодняшний день основная композиционная основа Петербурга представлена в виде трезубца.
Таким образом, новый архитектурный стиль, который возник в России и получил на её территории распространение в восемнадцатом столетии, использовался, прежде всего, для строительства русских городов. Более подробно описывает зарождение стиля Г.В. Москвичева ("Русский классицизм". Учебное пособие для студентов пед. институтов). В книге рассказывается о великих архитекторах и их уникальных творениях.