Махры – это ветошь? Сибирские мохрушки и азиатский махр

На территории Российской Федерации издревле мирно сосуществовали десятки народов и народностей. Более того, в каждом регионе нашей страны то и дело возникали новые диалекты, которые отличались не только говором, то есть произношением, но и словарем. Так, например, в Сибири до сих пор используют слово "махры". Это тоненькие кусочки или отрезки, имеющие продолговатую форму.

Махры махрам – рознь

Махрами могут называться лоскуты ткани, порезанные на полоски, косички, и даже бахрома при том условии, что они практически оторвались от основы либо близки к этому. Махры – это определенный вид ветоши, но не всегда. Одни используют это слово для определения испорченной вещи, другие – для более точного и подробного определения ее характеристик.

Махры – это и бахрома, и рванье. Каждый вкладывает в значение этого слова свой собственный смысл. От него же произошел и глагол "измахратить". Означает оно "привести что-либо в негодность". Чаще всего применяется в отношении предметов одежды или текстильных изделий. Да и махры – это по большей части нечто тканое или матерчатое.

От Сибири и до Урала

Так как слово носит региональный характер, то и вариантов его написания, а также произношения встречается несколько. Слово "измахратить" распространено не только в самой Сибири, но и на Урале, и даже на Камчатке. А еще существуют "мохрушки". В Новосибирске ими называют мохнатые резинки для волос и просто ворсистые тряпочки.

Так какой же смысл на самом деле вкладывают в слово "махры"? Значение слова, прежде всего, зависит от региона, в котором оно употребляется, а еще от социального слоя, представители которого его используют в своем лексическом обиходе.

Восточный гость

Удивительно, но махры встречаются не только в Сибири или Приуралье. Достаточно прочитать Коран, и все встанет на свои места. У мусульман "махр" – это приданое, которое восточная женщина получает, выходя замуж. Распоряжаться своими махрами мусульманские жены могут так, как им угодно. Во всяком случае, об этом говорится в Коране.

Несмотря на то что именно женщина должна решать, какую часть махра принимать, и принимать ли приданное вообще, Аллах порицает осознанное завышение махра. Все должно иметь свою цену и соответствовать ей. Махр преподносится невесте после того, как был заключен брачный договор и состоялась первая брачная ночь.

Если же по каким-либо причинам размер махра не был оговорен заранее, его величину назначает шариат. Он рассчитывается исходя из величины махров, которые получили в свое время другие женщины, окружающие невесту.

Комментарии