ТАВКР "Адмирал Кузнецов": постройка и перспективы
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - единственный действующий тяжелый крейсерный авианосец в составе современного Военно-Морского флота РФ. Его основное предназначение - ликвидация массивных надводных целей, оборона морских флотилий и защита от вторжения предполагаемого противника. Корабль получил название в честь Н. Г. Кузнецова, Адмирала Флота СССР. Строительство крейсера происходило в Николаеве, на судостроительном заводе в Черноморске, сейчас он входит в комплектацию Северного флота. На судне способны базироваться самолеты МИГ-29К, группы Су-25, Су-33 и вертолеты модификаций Ка-27/29/52К.
Проектирование
Проектирование ТАВКР «Адмирал Кузнецов» стартовало в 1978 году под руководством ПКБ из Ленинграда.
Имеются несколько проектных разработок, которые в конечном результате вылились в построение судов либо остались в виде макетов и эскизов:
- Проект 1153. Водоизмещение планируемого корабля рассчитано на 70 00 тонн, предполагалось оснащение мощным вооружением (кроме основной группы авиации).
- № 1143 М. В планах было размещение на крейсере сверхзвуковых истребителей Як-41 с вертикальным взлетом.
- Прототип 1143 А. Имеет схожесть с авианосцем предыдущей разработки, но с большим водоизмещением (четвертый по счету авианосец, построенный в Союзе).
- ТАВКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» – высокомощное, пятое и последнее советское построенное авианесущее судно.
Окончательная техническая документация была готова к середине 1980 г. Предположительно строительство должно было завершиться в 1990 году. Однако сроки сдачи и ввода в эксплуатацию постоянно сдвигались по разным причинам.
Начало создания
В начале весны 1981-го судостроительный комбинат в Николаеве получает выстраданный заказ на возведение нового крейсера. Правда, уже осенью этого же года в проект вносятся существенные дополнения и изменения, основным из которых является увеличение водоизмещения судна на 10 тысяч тонн.
Итоговое значение данного показателя составило 67 000 т. Кроме того, были внесены следующие конструкционные коррективы:
- Борт корабля нужно было оборудовать установкой ПКР «Гранит».
- Появилась необходимость расширения авиационной группы до 50 машин.
- Значимым изменением стало то, что запуск самолетов должен был производиться без катапульты, посредством трамплинного взлета. Это перспективно уменьшило стоимость конструкции и в дальнейшем способствовало продлению технического ресурса авианосца.
Финишные доработки
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» окончательно был смоделирован лишь в 1982 году. Произошло это в сентябре на верфях города Николаева. Первоначально корабль назвали «Рига», через пару месяцев переименовали в «Леонид Брежнев». К концу года на крейсере по полной программе шел монтаж первого конструктивного блока. Сам корабль (впервые в истории СССР) состоял полностью из двух дюжин блочных конструкций.
В длину каждый блок ТАВКР пр. 11435 «Адмирал Кузнецов» имел порядка 32 метров при высоте 13 м. Масса каждого элемента равнялась 1,5-1,7 тыс. тонн. Надстройки громадного авианосца также созданы по блочной системе. Стоит отметить, что подобный корабль, при соответствующем снабжении материалами, приборами и прочим оснащением, мог быть возведен буквально за четыре года, что было бы абсолютным рекордом. Однако проволочки с поставщиками и медленная деятельность заводов стала причиной чрезмерных задержек с вводом судна в эксплуатацию.
Установка бортового оснащения
Авианосец был спущен со стапелей в конце 1985-го года. Масса корпуса и установленных конструкций пока не превышала 32 тысячи тонн. Разработчики оценили готовность в/ч 20506 ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на 39 %.
Следующий год для отечественного авианосца также не обошелся без изменений. Новый конструктор П. Соколов внес свои коррективы, а в середине 87-го еще недостроенный до конца корабль снова переименовали. Теперь он стал «Тбилиси». Процент готовности возрос до 60 %. Задержки от поставщиков не давали быстро завершить строительство, 70%-я готовность была достигнута только к концу 1989 г.
Стоимость ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на то время составляла более семисот миллионов рублей. Вскоре опять сменили главного конструктора, им стал Л. Белов. Преимущественная часть оборудования радиоэлектронного предназначения была смонтирована на четыре с половиной года позже срока, готовность корабля составила 80%.
Поход в море
Это событие случилось 20 октября 1989 г. На тот момент авианосец был практически готов, если не считать отсутствия авиационной группы. Маневры продлились более месяца, уже первого ноября этого же года была осуществлена пробная посадка МиГ-29 и Су-27.
Полностью боекомплект и радиотехнические системы на в/ч 20506 ТАВКР «Адмирал Кузнецов» были установлены лишь в 1990 году (общая готовность составила около 90 %). В том же временном отрезке произвелись ходовые испытания судна. В середине осени корабль получил финальное наименование, под которым ходит и сейчас.
На первой стадии тестирования авианосец самостоятельно осилил более 16 тысяч миль. Со взлетных полос корабля самолеты произвели почти полтысячи вылетов. Все посадки на крейсер обошлись без ЧП, что для стартовых испытаний судов - превосходный результат.
Первые тесты были закончены в конце 1990 года. Еще больше года проходил финальный этап госприемки, после чего корабль приписали к Северному флоту.
Технические особенности
В палубной части и на носовом трамплине смонтированы специальные обтекатели. Действующие самолеты на палубу авианосца доставляются посредством подъемников, каждый из которых может осилить 40 тонн. В ширину палуба составляет 67 метров. В длину крейсер равняется почти 305 метрам, показатель его осадки – 10,5 м.
Целенаправленно для посадки авиации используется часть палубы длиной 250 и шириной 26 метров. Она имеет уклон семь градусов. Предусмотрена пара основных пусковых полос.
Двигатели у ТАВКР «Адмирал Кузнецов» котлотурбинные, четырехвальные с мощными турбо- и дизельными генераторами. В качестве движителя выступают четыре винта (каждый имеет по 5 лопастей). Предельная скорость хода составляет 29 узлов (55 км/ч). В автономном плавании крейсер может провести до полутора месяцев. Состав экипажа – почти две тысячи человек.
Вооружение
Ниже перечислены боевые расчеты и возможности авианосца:
- Навигационный комплекс – «Бейсур».
- Радиолокация – «Марс-Пассат», «Фрегат-МА», «Подкат», «Вайгач».
- Средства радиоэлектронного типа – БИУС «Лесоруб», ГАК «Полином», «Звезда», комплекс «Буран-2», «Созвездие - БР»;
- Зенитный боекомплект – 6 × 6 АК-630 (48 тыс. припасов);
- Ракеты – ПУ ПКРК «Гранит», «Кортик», «Кинжал»;
- Противолодочное оружие (60 бомб) – РБУ-12000;
- Группа авиации – полсотни единиц (вертолеты и самолеты).
Масштабность
Чтобы понять все величие крейсера, можно отметить, что его высота сравнима с 27-этажным домом. Внутри оборудовано почти четыре тысячи помещений различного назначения. При строительстве было затрачено 4 тысячи километров кабеля, 12 тысяч километров труб разного диаметра и функциональности. Одних душевых комнат на корабле насчитывается полсотни штук. Ангар закрытого типа (153*26*7,2 метра) вмещает 70 процентов штатной группы авиации. Подводная конструктивная защита состоит из бронированных и продольных перегородок, ее глубина - порядка пяти метров.
Современная оценка проекта 1143.5
Рассматриваемый корабль можно с полной уверенностью назвать полноценным авианосцем. Однако далеко не все так гладко с этим плавающим долгостроем. Большую часть времени он проводит в ремонтных доках.
Существенные претензии имеются к энергетической системе. Часто выход в море сопровождается разной степени внештатными ситуациями. Следует подчеркнуть, что в каждый длительный поход крейсер уходит вместе с буксиром. Недавний выход в Средиземное море – очередное тому подтверждение.
Многие ждали, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» когда пойдет в Сирию. И вот не так давно это случилось. Конечно, не без проблем, но корабль все-таки преодолел путь туда и обратно. В ближайшие два года планируется очередной капитальный ремонт крейсера.