Понятие "эволюция" в философии

История, биология, философия и другие науки всегда идут рядом. Поэтому неудивительно, что некоторые понятия можно толковать с нескольких сторон. Понятие «эволюция» по сей день имеет очень расплывчатые объяснения. Многие ученые стараются найти как можно более удачное толкование этого термина.

Общее положение вещей

Когда мы слышим «эволюция», нам сразу же представляется Дарвин с его теориями и решениями. На самом же деле термин имеет уже долгую историю и анализируется несколько столетий кряду. Его чаще применяют к вопросу о развитии человечества в узком смысле и совсем забывают о других широких областях.

Эволюция также не раз упоминается вместе с революцией и деградацией. Одно понятие является активным продолжением первого. Второе обозначает его противоположность. Так или иначе, понятие «эволюция» имеет общей признак, который мы постараемся найти.

Толкование

Как мы уже упомянули, этот термин может толковаться как в узком, так и в более широком смысле. Впервые его стали применять и вообще признали в 19 веке. Если мы хотим сказать о развитии организма или человека, то в данной случае определение понятия эволюция применяется как узкий термин. Если мы хотим упомянуть о прогрессе народа, то в данном случае эволюция толкуется еще шире. Если же этот термин связать с развитием не только органического мира, но и неорганического, тогда он будет разъясняться наиболее масштабно, в философском контексте.

Важно понимать, что толкование этого слова не измениться от того, будем ли мы сужать либо расширять термин. Так или иначе, определение понятия эволюция лежит в слове «развитие». А от того, будет ли это развитие индивида, истории или мира, смысл не изменится. Так получается, что во всех вышеуказанных случаях содержание остается перманентным. Остается лишь найти общие признаки.

Условия существования

Если вас попросят: «Дайте определение понятия эволюция», на что нужно будет сразу указать? Прежде всего нужно говорить об условиях, без которых она не может существовать. Первым является изменяемость. Нужно понимать, что не все изменения являются эволюцией, но любая эволюция влечет за собой изменения. Очевидно, что если бы не существовало никаких процессов, то мир был бы лишен эволюции.

Следующее условие – это отличительные особенности. Изменения не всегда бывают положительные. Но вот по толкованию эволюция отличается тем, что в процессе происходит переход к более совершенному состоянию. То есть нечто меняется и становится более сложным, ценным и значительным. Причем неважно, качественные или количественные изменения происходят.

Следующее условие касается единства субъекта. В данном случае энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона приводит пример с водой. Если с водой проистекают изменения, и она делится на составляющие, то в итоге получается: как сама вода, так и кислород с водородом могли самостоятельно существовать. А значит, никакого развития по большому счету не произошло. В данном случае понятие «эволюция» не подходит. Оно может быть применимо, только если новое состояние смогло заменить предшествующее, то есть произошло развитие.

Деление

Этот термин уже давно пытались применить к различным сферам жизни. И если относительно живых организмов он может логически толковаться, то вот исторически есть сомнения. Мы с легкостью можем утверждать о росте физическом. Но вот касательно развития духовных начал сразу возникают вопросы. Умственные развития вроде кажутся явными, хотя и пресекались упадками и даже абсолютным уничтожением целых культурных эпох.

Тем не менее главной причиной, благодаря которой основное понятие эволюции появилось в философии и перенеслось из живого мира, стал спрос анализировать все как одно целое. Конечно, тут же могло возникнуть стремление ликвидировать все существующие границы между мертвым и живым, материи и духом. Появились бы те, кто представил бы появление жизни из мертвой материи и в обратном порядке.

Вторая причина относится к идеям нравственного порядка. Понятие в эволюции философии делает этот аспект социальной или даже индивидуальной жизни феноменом мировым.

Другие причины

Важную роль отыграл и космизм с геологизмом. Спенсер подвел их под схему развития и продолжил идеи ранних ученых относительно влияния органической эволюции на любую другую.

Исследователь замечает её суть в перевоплощении однородного в разнородное, а причину этого процесса в том, что любая сила может произвести на свет несколько изменений, так же, как и любой повод создает несколько деяний. Конечно, подобная схема с легкостью воплотила одно из условий эволюции о единстве.

Касание в философии

Естественно, сильную поддержку данный термин получил со стороны дарвинизма и трансформизма. Задача органического мира с легкостью решалась благодаря тому объяснению, что любая форма может быть истолкована дифференциацией другой или нескольких простейших форм.

Таким образом, стало ясно, что эволюция напрямую связана с историей. Она имеет все те же совершенства и лишения. Но вот именно это и привело к убеждению, что эволюционизм касается лишь рождения явлений и никоим образом их сути. Следовательно, он так нуждается в толковании со стороны философии и дополнений с разных философских точек зрения.

Все за и против

Понятие эволюции стало толковать философию со своей точки зрения. Естественно, оно не могло объединиться с дуалистической теорией, также было далеко от субъективизма и солипсизма. Зато эволюционизм стал отличной основой для монистической философии. Это можно объяснить тем, что у монизма есть две формы. Одна - материалистическая, вторая - идеалистическая. Представителем первой формы был Спенсер, вторую старался выразить Гегель. Обе были неидеальны, но, так или иначе, смело поддерживались понятием эволюции.

Зарождение теории

Как уже говорилось ранее, когда мы слышим слово «эволюция», сразу на ум приходит Дарвин. Так вот, понятия теории эволюции зародились задолго до дарвинизма. Первые мысли появились в Греции - так изрекали трансформистские воззрения. Анаксимандр и Эмпедокл ныне считаются зачинателями самой теории. Хотя достаточных оснований такого утверждения нет.

В Средние века было сложно найти основания к развитию теории. Интерес к изучению всего живого был ничтожно мал. Теологические системы правления не были благоприятными для развития эволюционной теории. В этой время всячески старались разобраться в этом вопросе Августин и Эриген.

В эпоху Возрождения главным двигателем был Джордано Бруно. Философ смотрел на мир пусть и достаточно фантастично, тем не менее мыслил в правильном направлении. Он утверждал, что бытие состоит из особой системы, которая имеет монады различной трудности. К сожалению, точка зрения Бруно не была принята тем миром и никак не повлияла на ход философии.

Где-то рядом «ходили» Бакон и Декарт. Первый говорил о трансформизме, об изменении видов растений и животных, но его мысли были напрочь лишены эволюционизма. Декарт поддерживал Спинозу с его представлением мира, как субстанции.

Настоящего развития эволюция получает уже после Канта. Сам же философ также не выражал ярких мыслей по поводу развития. Он в своих работах не раз упоминал теорию эволюции, но его философию стоит отнести скорее к инволюции. Все же Кант симпатизировал эпигенезису.

А вот далее теория стала получать вполне отчетливые объяснения и полные обоснования. Фихте, Шеллинг и Гегель стали развивать мысли Канта. У них эволюция стала называться натурфилософией. Гегель и вовсе пытался применять её к духовному миру и истории.

Человек

Рано или поздно мир должен был узнать, что такое эволюция человека. Понятие это ныне описывают термином «антропогенез». Благодаря его теориям есть представление о том, откуда, почему и когда появился человек. Основным мнений три: креационизм, эволюционизм и космизм.

Первая теория самая давняя и классическая. Она утверждает, что человечество - это произведение мистического существа (Бога). Эволюционная теория, предложенная Дарвином, говорит об обезьяноподобных предках и о том, что именно от них в ходе развития возник современный человек. Третья теория наиболее маловероятная и сказочная повествует о том, что люди имеют внеземную родословную, связанное либо с инопланетными существами, либо с испытаниями внеземного разума.

Реальность

Если все же говорить об антропогенезе как о науке, то многие исследователи придерживаются именно эволюционной теории. Она наиболее реальная, к тому же подтверждена археологическими и биологическими находками. На данный момент, эта биологическая эволюция указывает на несколько этапов развития человечества:

  • Австралопитек.
  • Человек умелый.
  • Человек прямоходящий.
  • Древнейший человек разумный.
  • Неандерталец.
  • Человек разумный новый.

Австралопитек на данный момент считается первым ближайшим к образу человека существом. Хотя внешне он был больше похож на обезьяну, чем на человека. Проживал около 4-1 миллиона лет назад в области Африки.

Человек умелый считается первым в нашем роде. Назвали его так потому, что мог изготовлять первые орудия труда и боя. Возможно, мог изъясняться. Человек прямоходящий занимал уже не только Африку, но и Евразию. Помимо оружия, добывал огонь. Также есть вероятность, что мог разговаривать. Древнейший человек разумный является переходной ступенью. Поэтому его иногда упускают из описания этапов антропогенеза.

Неандертальца раньше считали прямым предком человека, но позже решили, что он тупиковая ветвь эволюции. Известно, что это был довольно развитый народ, имел свою культуру, искусство и даже мораль.

Последний этап – это Человек разумный новый. Он появился от кроманьонцев. Они внешне мало отличались от современного человека. После себя смогли оставить огромное наследие: артефакты, связанные с культурой жизни и социумом.

Общество

Стоит сказать, что понятие «социальная эволюция» появилось ранее дарвинизма. Основы её были заложены Спенсером. Главной идеей остается то, что любое общество начинает путь от первобытного состояния и постепенно идет к западной цивилизации. Проблемой этих идей было то, что исследования затрагивали лишь отдельные общества и их развитие.

Наиболее логичная и последовательная попытка проанализировать и обосновать социальную теорию эволюции принадлежала Парсонсу. Он проводил исследования в масштабе теории мировой истории. Сейчас существует огромное количество археологов и антропологов, которые направили свои ресурсы на изучение теории мультилинейной эволюции, социобиологии, модернизации и т. д.

Система

Говоря об обществе, нельзя упустить и этот аспект. Эволюция понятия системы давно уже пришла к своему апогею. Прошло более полувека, когда всевозможные теории были приняты научным сообществом. Тем не менее главной проблемой по сей день остается отсутствие общепринятого подхода ко всем системным исследованиям.

Хотя большинство ученных положительно смотрит на этот вопрос. Многие считают, что все же наличие реальной общности в этой «куче» направлений, существует. Но вот пока единого понимания системы не выработал никто. Тут, как и во многих других сферах, одна половина толкований тяготеет к философскому началу, другая затрагивает практическое использование.

Наука

Наука также осталась без единого терминологического понятия. Длительное время развитие термина «наука» не могло найти себя. Наверное, появление книги П. П. Гайденко «Эволюция понятия науки» неудивительно. В работе автор показывает не только на развитие термина в 17-18 веке, но также на понимание его, методов и способов обоснования знаний, а также на дальнейшее становление понятия.

Понятия

Понятие эволюции стало известно не только в биологии. Термин смог распространиться на всевозможные сферы. Оказалось, что эволюция может относиться не только к живым организмам, философии или обществу, эволюция может толковаться в более узком понимании, как развитие термина или определенного предмета.

Часто эволюцию вспоминают в марксизме. Наряду с революцией, этот термин применяют для описания различных сторон и развития. Это, кстати, еще одно влияние философии на данное понятие. Эволюция в этом плане является изменением в бытие и сознании. Она может иметь количественные и качественные преобразования. И если эволюция – это постепенные изменения, то революция считается резким, кардинальным, качественным преобразованием.

Комментарии