Предметом педагогики как науки является воспитание человека

Как и любая другая наука, существующая в современном мире, имеет свои цели и предметы исследования. Основным предметом педагогики как науки является воспитание. Это особая функция, которая присуща только человеческому обществу. Исходя из этого определяется и структура педагогики как науки.

Что такое воспитание? Это процесс создания социумом специальных условий материального, духовного и организационного характера, которые направлены на усвоение грядущим поколением нажитых предками навыков. Основные  задачи педагогики как науки на том и основываются, чтобы подготовить будущую личность к вращению в обществе и совершению производительного труда, не тратя времени и сил на изобретение того, что уже проверено опытом многих предыдущих поколений.

Воспитание как явление изучается многими науками, в том числе социологией, этнографией, психологией и даже экономикой. Каждая из них рассматривает этот сложный процесс со своей точки зрения. Если рассматривать в общем, то социологию воспитание интересует со стороны проблематики социализации личности. Для этнографии характерен интерес к особенностям воспитательного процесса у различных народностей на земном шаре. Экономика изучает воспитание с точки зрения его эффективности при участии личности в создании материальных ценностей. А  предметом педагогики как науки является сущность воспитания, те закономерности, которые лежат в его основе. И , задачи педагогики как науки в этом смысле заключаются в разработке теорий и разнообразных технологий воспитания. То есть, говоря понятным языком, педагогика как наука разрабатывает инструменты воздействия на лучшие стороны личности, которые выявляются в результате воспитательного процесса. Те общечеловеческие ценности, которые являются самыми дорогими для общества, педагогика направляет на развитие личностных качеств, которые должны пойти на пользу, прежде всего, самому человеку, а значит, и обществу в целом.

Накопление и восприятие человеческого опыта происходит через образование. Этим и определяется то, что структура педагогики как науки состоит из следующих подразделов:

  • Ясельная педагогика, которая изучает закономерности воспитания детей с момента их рождения. Младенческий возраст - очень важный период, когда идет формирование умственного, физического и эмоционального составляющих характера будущей личности.
  • Дошкольная педагогика в своей основе имеет методику воспитания детей дошкольного возраста. Она занимается разработкой теоретических основ воспитания в учреждениях дошкольной подготовки ребенка к жизни, к которым относятся государственные и частные детские сады.
  • Школьная педагогика считается основой основ всех остальных отраслей педагогики.  На ее основе формируются навыки подрастающего поколения, которые затем оно применят в течение всей остальной жизни. В этот период предметом педагогики как науки является подготовка учащихся к поступлению в вузы и выбору будущей профессии.
  • Следующий подраздел – педагогика профессионально-технического образования. Здесь предметом педагогики как науки является задача воспитания будущего работника и стимулирование качеств, которые должны развивать в нем стремление к повышению своей квалификации.
  • И, наконец, педагогика высшей школы замыкает подразделы науки и призвано создавать дидактические основы образования, посвященного подготовке научного потенциала общества. Для нее характерна преемственность со школьной педагогикой. Они являются как бы продолжением друг друга и сочетают в себе одинаковые по своей сути технологии.

Таким образом, педагогика является одной из важных наук, участвующий в формировании человека как личности.

Комментарии