Роль образования в современном мире. Значение и проблемы образования в современном мире

Сегодня мир переживает период, который можно назвать "информационным перенасыщением" - объем входящего потока, который обрушивается на среднего жителя мегаполиса, намного больше пропускной способности его восприятия. Мы буквально тонем в обилии рекламы, новостей, обзоров, видео, результатов соревнований и прочего информационного "шума". В такой ситуации неоценимой становится роль образования в жизни - как школьного и вузовского, так факультативного, самостоятельного.

Как увеличивалось количество "сохраненных знаний" в мире

Для первобытнообщинного племени любое знание было драгоценностью - выстраданное, по крупице собранное из множества ошибок и неудач, оно передавалось от отца к сыну, от матери к дочери, от шамана к ученику. Как сделать каменный наконечник, как лучше подкрадываться к мамонту, а потом и сохранить его шкуру. Прервалась цепочка - потерялось знание.

Со временем необходимость обезопасить драгоценные технологии и рецепты привела к появлению письменности - примитивные значки на камне и глине со временем превратились в алфавит. Глиняные таблички эволюционировали в папирусные свитки и рукописные книги из кожи. И все это время информация была самой большой ценностью - библиотеки ценились императорами выше серебра и золота. Роль образования в современном мире не так остро ощущается - ведь для нас открыты все знания мира.

Первым прорывом стали печатные книги Гутенберга. Из предмета элитарного книга стала превращаться в вещь престижную, но доступную и среднему классу. С тех пор количество книг в мире множилось, создавая все больше и больше "сохраненных знаний". При этом все равно наблюдался дефицит информации - большинство людей принимало ее меньше, чем могло усвоить.

Век компьютерных технологий

Появление Интернета стало настоящей революцией - не менее, а может быть, и более значимой, чем печатные станки. Распространение и количество информации с появлением Всемирной сети стало нарастать фантастическими темпами.

Со временем средний пользователь персонального компьютера, проводящий в сети 3-4 часа, стал буквально "перегружаться" бесконечным потоком хаотичных знаний, выплескивающихся на него с экрана компьютера.

При этом большая часть информации - откровенно "мусорная". Огромное количество рекламы, мемов, шуток и приколов не несут в себе ничего значимого. Они буквально "забивают оперативную память" человека, значительно снижая его мыслительные способности.

Чрезмерное количество теории привело к уменьшению и ухудшению практики. Если четыреста лет назад подмастерье, изучивший у мастера технологию обжига горшков, не только использовал ее "от и до", но и нередко совершенствовал, то сегодня большинство из нас просто "сбрасывают из оперативной памяти" 99% того, что восприняли за день.

Именно поэтому роль образования в современном мире не должна сводиться к прилежному получению знаний. Гораздо больше внимания стоит уделять фильтрации, концентрации на необходимом, формированию и развитию определенных навыков.

Чему нас на самом деле учат?

Уверен, многие из нас, поступая в вуз, с ужасом осознавали, что знания, полученные за одиннадцать лет усердной зубрежки, или просто не нужны, или благополучно забылись при сдаче выпускных экзаменов. Как часто можно услышать от преподавателей института или академии - "забудьте все, чему вас учили в школе". Позвольте - так для чего были эти долгие годы за партой?

Еще удивительней, когда при поступлении на работу мы снова слышим - забудьте все, чему вас учили в вузе. Получается, полтора десятка лет нужно просто "выкинуть на свалку"? Тогда зачем нужно такое образование?

Почему так происходит?

Дело в том, что современная образовательная система банально не успевает за темпами развития общества. Новая программа еще не успела попасть на страницы учебников, а уже устарела. Сегодня многие ученые и педагоги начинают говорить о том, что роль образования в современном мире - это улавливать процессы, происходящие в мире, и "вооружать" человека оптимальным набором умений и навыков, позволяющих ему успешно добиваться поставленных целей.

Если сто лет назад система образования была паровозом, развивающим человеческую мысль, то сейчас она превращается в тормоз, который ее ограничивает.

Что необходимо менять

На каких моментах сейчас заостряют внимание ученые всего мира?

  1. "Тяжеловесность". Под ней подразумеваются длительность процессов создания специальных программ, по которым учат школьников и студентов. Разработка, обкатка, апробирование, выпуск - это в разы дольше, чем нужно. Развитие образования в современном мире основано именно на таких затянутых, излишне проработанных процессах.
  2. Засилие "академических" предметов. Математика, физика, язык и литература - на долю этих дисциплин приходится львиная доля учебного времени в школе. Безусловно, они нужны, но разве в таком объеме? Вспомните, как часто большинству из нас нужна алгебра или высшая математика? Для того чтобы посчитать сдачу в магазине, достаточно арифметики второго класса. Зато девочки в восемнадцать элементарно не могут приготовить обед, а мальчики - забить гвоздь или подкачать спустившее автомобильное колесо.
  3. Акцент на лекторскую, "априорную" подачу информации. Этот фактор больше сказывается в школе, где в подавляющем большинстве предметов альтернативная точка зрения считается еретической и наказывается плохими отметками. Создается впечатление, что роль образования в современном мире - "затачивать" индивидуума под один усредненный стандарт.
  4. Преобладание теории над практикой. Это соотношение очень дисгармонично. Любой человек, попробовавший овладеть, к примеру, десятипальцевой "слепой" печатью с помощью компьютера, увидит, что на пятнадцать минут изучения программы приходится много часов практических упражнений. За партой же все наоборот - преподавание теоретического материала во много раз превышает овладение практическими умениями.

Как мы видим, наука и образование в современном мире далеки от оптимальных. Какие предметы можно было бы ввести, например, в общеобразовательных школах?

Обслуживание автомобиля

Сегодня почти в каждой семье есть легковое авто, а то и не одно. При этом каждому приходится несколько месяцев учиться (чаще всего совмещая это с работой) и сдавать на права, тратя на это силы, нервы и время. В старших классах школы вполне можно было бы обучать как теории, так и практике вождения. За два года (10 и 11 классы) школьники овладели бы всей необходимой базой знаний, и успели накатать по 300-500 часов. Это привело бы к значительному уменьшению количества ДТП и улучшению общей ситуации на дорогах. К сожалению, система образования в современном мире предпочитает обучать логарифмам и извлечению корней, что может пригодится, в лучшем случае, одному из десяти выпускников.

Текущий ремонт, знание нормативно-правовых актов - всему этому тоже нашлось бы место в сетке часов.

Юридическая грамотность

В хитросплетениях наших законов не всегда разбираются и профессиональные юристы, ну а для обывателя это вообще темный лес. Обучать правам и обязанностям гражданина в различных жизненных ситуациях, умению работать с соответствующими документами и государственными структурами стоило бы, начиная с 7-8 класса. Представьте, как вырастет значение образования в современном мире, если такие предметы начнут появляться в обычных школах.

Финансовый "личный менеджмент"

Подавляющее большинство из нас не умеет грамотно распоряжаться своими деньгами - начиная от бытовых трат и заканчивая кредитованием в банках. Вряд ли это сильно беспокоит министерство образования и науки РФ, но скольких людей многочисленные ошибки приводят к попаданию в "долговые ямы", неудачам в бизнесе, проблемах с семейным бюджетом. Учиться на своих ошибках, конечно, нужно, но обойтись без них можно вполне.

Начинать учить обращению с деньгами можно начиная с начальной школы, прививая детям разумное и серьезное отношение к материальным ценностям. Увы, проблемы образования в современном мире очень серьезны, и вряд ли такой предмет появится в ближайшем будущем в общеобразовательных школах.

Тайм-менеджмент, или "управление временем"

Подумайте, насколько эффективно вы используете время в течение дня. Задумались? Если вы сядете на пять минут с ручкой и бумагой и вспомните все, что вы делали в течение дня, то увидите, что при минимальном планировании задач на день вы сделали бы вполовину больше полезных дел.

Дети - чистый лист. Планомерное обучение, начиная с 3-4 класса, создало бы к выпускным экзаменам железобетонную привычку планировать и просчитывать свои поступки, записывать телефоны и контактные данные, экономить и грамотно использовать свое бесценное время. Министерство образования и науки РФ вряд ли введет в школьную программу такой революционный предмет в ближайшее время, и рассчитывать стоит разве что на вузы, особенно с финансово-экономическим уклоном.

Бытовые навыки мужчины и женщины

В советское время был хороший предмет под названием "труд". На нем учили работать лобзиком, выжигать по дереву, вытачивать детали на фрезерном станке, сколачивать табуретки. Девочкам предлагалась кройка, вышивка, вязание и иногда основы кулинарии. Что-то из этого можно было применить в жизни, что-то нет, но в целом здравое зерно в нем было.

В сегодняшней школе труд эволюционировал в дисциплину под названием "технология". Этот предмет имеет еще меньшую практическую значимость для учеников - поскольку мир со времен "труда" сильно изменился, а программа изменилась незначительно - и это показатель того, что система образования в современном мире постоянно запаздывает. Приглядывается, обдумывает, анализирует, мучительно "рожает" и постоянно не успевает за миром.

Чему бы стоило обучать на уроках технологии? Как починить розетку и прикрутить люстру, как собрать шкаф и просверлить стенку. Пользоваться плитой и пароваркой, стиральной машиной и посудомойкой - эти знания стали бы большим подспорьем для молодых людей, выходящих из ворот школы.

Подводя итоги

Наука и образование в современном мире не слишком похожи друг на друга. Наука - это острие человеческой мысли, направленного из прошлого в непознанное, это гениальные озарения и удивительные открытия. Образование в основном его сегменте - это отголосок эха, прошедший через множество фильтров, рафинированное знание, зачастую устаревшее или просто ненужное.

Роль образования в обществе крайне высока. Это хорошая или плохая работа, это интересная или скучная жизнь, это унылые будни или искрометные приключения. Человек может учится всю жизнь, а может остановиться в развитии уже за школьной партой.

Что мы видим сейчас, сегодня? Двадцать первый век предлагает человечеству самые серьезные вызовы за всю его историю. Для того чтобы мы могли с честью их преодолеть, наука и образование в современном мире должны быть синхронны, создавая настоящего "нового человека".

Комментарии