Ст. 25 закона "О защите прав потребителей", судебная практика
Практически все сферы человеческой деятельности сегодня регулируются нормами законодательных актов конкретного государства. Российская Федерация в данном вопросе не является исключением из правил. В РФ сегодня существует довольно эффективная законодательная система, положения которой координируют ключевые вопросы существования населения всего государства. При этом нужно отметить тот факт, что любой нормативный акт – это всего лишь форма выражения более сложной и обширной категории, которая называется правом. Она существует как в виде «точечных» возможностей человека, так и в положениях обширных юридических документов.
Отличным проявлением права являются права потребителя. Данный институт характеризует возможности людей в процессе взаимодействия с рынком для удовлетворения собственных потребностей. Права потребителей по своей сути представляют собой индивидуальные возможности этих субъектов деятельности. Но как мы понимаем, любые права могут быть нарушены или же оспорены другими лицами. Поэтому законодатель, осознавая факт исключительной важности потребителя в условиях рынка, создал определенные нормативные рамки, которые создают режим защиты ключевых возможностей подобного рода субъектов. Отличным примером охраны потребительских прав являются положения статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», которую дольно часто используют в судебной практике.
Особенности юридического института
Закон РФ "О защите прав потребителей" – это нормативное, документальное проявление одноименного института. Он, в свою очередь, представляет собой целый комплекс методов и фактических мер, которые разрабатываются государством с целью координации отношений между потребителем и субъектами предпринимательской деятельности. При этом главной особенностью таким отношений являются цели, согласно которым потребитель вступает во взаимодействие. Суть в том, что институт распространяет свое действие лишь на те моменты, при которых лицо приобретает товары с целью удовлетворения каких-либо личностных нужд, например бытовых и т. д. В ином случае мы не можем говорить о существовании потребительских отношений.
Большое значение также играют непосредственно субъекты подобного взаимодействия. Социальный отдел потребителей - это ведущие участники рынка, без которых попросту не было бы спроса. Поэтому их возможности и свободу действия необходимо постоянно защищать. В противном случае социальный отдел потребителей перестанет двигать рынок своим спросом.
Нормативная закрепленность института
Закон РФ «О защите прав потребителей» - это ключевой нормативный акт, положения которого регулируют отношения в упомянутой сфере деятельности человека. В вертикали регулирования данный НПА является ключевым. При этом нормы федерального закона системообразующие, то есть в большинстве случаев в них указаны ссылки на иные государственные акты. Тем не менее положения ФЗ разработаны таким образом, что с ними корреспондируются нормы права иных актов и юридических отраслей. Если говорить конкретно о каких-либо интересных положениях НПА, то таковым является ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Данная норма права закрепляет уникальные возможности потребителей в процессе реализации ими договора купли-продажи на рынке.
Особенности статьи
Ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» содержит в себе несколько ключевых возможностей рядового участника торговых отношений. Следует отметить, что на сегодняшний день существует довольно обширная система судебной практики, затрагивающей данный вопрос. Таким образом, статья 25 ФЗ дает потребителю право на возврат товара. Реализация этой возможности происходит при наличии определенных условий. При этом положениями статьи допускается не только право на возврат товара. Вторая часть нормы говорит о возмещении денежной суммы. Таким образом, рассматривать ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» необходимо поэтапно, анализируя каждый в отдельности её элемент. Это позволит более эффективно разобраться во всех нюансах института.
Защита прав потребителей. Право потребителя на обмен товара
Каждый участник современного рынка имеет множество возможностей. В свою очередь, права потребителей РФ исчерпывающе проявляются в норме статьи 25 упомянутого закона. При этом первая часть положения характеризует исключительную возможность любого покупателя обменять товар. В данном случае нужно отметить, что замена производится в двух случаях:
- товар имеет ненадлежащий уровень качества;
- товар не подходит потребителю по какому-либо параметру, например фасону, габаритам, расцветке и т. п.
Таким образом, права потребителей РФ на обмен изделия не ограничиваются качеством его изготовления. Законодатель предоставляет альтернативные формы применения юридической конструкции, дабы максимально полно обеспечить реализацию интересов отдельных лиц. Но как мы понимаем, любая правовая процедура осуществляется лишь при наличии определенных аспектов.
Условия обмена
Вернуть изделие и получить новое можно лишь в тех случаях, когда покупателем соблюдены определенные моменты, которые представляет нам Закон РФ «О защите прав потребителей». Ст. 25 показывает следующий перечень условий, дающих возможность обменять товар, а именно:
- во-первых, после момента покупки прошло не более 14 дней;
- во-вторых, товар не был употреблен;
- в-третьих, товар сохранил свой вид и свойства, необходимые для его дальнейшего потребления;
- в-четвертых, сохранены все необходимые пломбы, ярлыки и другие подобные элементы;
- в-пятых, у покупателя есть на руках документ, подтверждающий факт приобретения.
Данный список условий является исчерпывающим, что подтверждает статья 25. Право потребителя на обмен товара гарантируется и обеспечивается, но для этого перечисленные моменты должны быть в точности соблюдены.
Механизм возврата денег
Помимо представленного юридического механизма обмена товаров существует также альтернативный вариант развития событий, разработанный законодателем. Согласно 2-й части ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право требовать возврата внесенных за товар денег, а не его замены. Конечно, применение этой нормы также требует наличия определенных юридических моментов или же условий. Однако сама возможность возврата денег оказывает большое влияние на доктринальную разработку института охраны прав потребителей в Российской Федерации. Наличие подобной нормы подтверждает факт заботы государства о своих гражданах и их роли в торговой деятельности, которая приносит стране множество позитивных моментов.
Условия получения денег
Безусловно, возврат товара потребителем и взыскание с продавца уплаченной за него суммы не может быть осуществлен лишь на основе желания покупателя. Для реализации подобного механизма необходимы определенные условия, которые присутствуют далеко не всегда. Поэтому для получения денежных средств требуется наличие ряда следующих моментов, а именно:
- аналогичный товар отсутствует в продаже на момент обращения потребителя к продавцу;
- потребитель требует возвращения исключительно той суммы, которая была уплачена за товар.
Если возможность вернуть деньги действительно существует, то продавец обязан реализовать её в течение последующих трех дней после непосредственного обращения. В противном случае потребитель может написать на него жалобу в соответствующую инстанцию. Следует отметить, что данная норма не является императивной. Её использование допускает наличие определённых договоренностей между потребителем и продавцом. К примеру, по взаимному соглашению деньги за товар могут не возвращаться. Взамен этого продавец будет ждать появления аналогичной вещи в своем распоряжении, после чего незамедлительно известит об этом потребителя.
Товары, не подлежащие обмену
Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит замечание о том, что правительство России имеет возможность устанавливать запрет на возврат товаров определенного рода. Ведомости о них представлены в специальном перечне. Согласно его положениям возврату не подлежат парфюмерно-косметические, текстильные, химические товары, мебельная гарнитура, химия и пестициды, растения, оружие, животные и т. п. Список довольно большой, что во многих случаях вводит рядового потребителя в полное недоумение. Ведь в данном случае встает вопрос: какие товары вообще можно менять? Сам по себе список наделен большим количеством юридических ошибок. Они, в свою очередь, преодолеваются в процессе судебной деятельности, при рассмотрении дел о нарушенных потребительских правах. В большинстве случаев применение норм статьи 25 и перечня производится судьями на основе их личностных знаний и субъективного мнения по поводу всех обстоятельств дела.
Что такое дистанционная покупка товара и каков её правовой режим?
Следует отметить: ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» подразумевает обычный процесс приобретения товара, то есть путем личного заключения стандартного договора купли-продажи. Однако в ФЗ существует статья 26.1. В ней закреплен механизм дистанционного приобретения товара. Данный момент требует большого внимания, так как покупка вещи происходит вслепую. По сути, потребитель не может изначально ознакомиться со всеми конструкционными и качественными особенностями той или иной вещи. Помимо этого дистанционный характер покупки подтверждается фактом доставки товара в место расположения покупателя.
Возможен ли обмен при дистанционной покупке?
Статья 26.1 ФЗ является прообразом нормы статьи 25. Как и в случае с обычной покупкой, при дистанционной имеется возможность обмена товара. Отказ от товара на основе статьи 26.1 может быть произведен как до момента его непосредственной передачи, так и после. Во втором случае уведомление об отказе от покупателя должно быть произведено в течение 7 последующих дней. Что касается условий обмена товара, то они аналогичны тем, которые представлены в статье 25 федерального закона. Помимо обмена покупатель может потребовать возврата денежных средств от продавца.
Заключение
Итак, в статье мы рассмотрели положения статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», а также её соотношение с положениями нормы 26.1 этого же официального акта. В заключение нужно отметить, что для практической отрасли вопрос обмена товара и возврата денег за него стоит довольно остро. Ведь в процессе решения подобной дилеммы затрагиваются интересы как потребителя, так и субъекта предпринимательской деятельности. Выделять кого-либо в данном случае невозможно, так как обе стороны являются сильными представителями рынка. Поэтому механизм применения норм должен постоянно модернизироваться, дабы он мог отвечать всем интересам задействованных субъектов.