Караганда (аэропорт): история, текущее состояние

Аэропорт "Сары-Арка" (Караганда) является одним из крупнейших по размеру в Казахстане. Далее рассмотрена его история и текущее состояние.

Местонахождение

Данный объект находится в восточной части, приблизительно в центре Казахстана. Вблизи расположен г. Караганда. Аэропорт находится в 22 км от него. С одной стороны, данное местоположение выгодно, так как из центра страны удобен доступ к крупным городам. Однако это же создает трудности, обусловленные тем, что большую часть пассажиропотока перехватывает расположенный поблизости столичный аэропорт.

История

Многие города Казахстана обрели аэропорты в 30-х гг. прошедшего века, в том числе и Караганда. Аэропорт в городе появился в 1934 г. Изначально здесь осуществляли полеты на самолетах У-2.

  • Первым населенным пунктом, с которым открыли регулярное сообщение в 1937 г., стал г. Алма-Ата. Рейсы выполняли самолеты ПС-9.
  • В 1944 г. аэропорт перенесли в "Новый город".
  • Спустя 10 лет началось возведение служебных объектов.
  • В 1959 г. возвели взлетно-посадочную полосу, одноэтажное здание аэропорта. Ему было присвоено название Караганда (Городской).
  • В 1961 г. Ил-14, выполняющие рейсы из Алма-Аты в Москву, заменили на Ил-18, благодаря чему время полета сократилось с 15 часов до 4 час. 20 мин.
  • В следующем году была расширена сеть полетов, которые обеспечивал аэропорт Караганда: расписание рейсов пополнили транзитные маршруты из Ташкента в Омск, из Алма-Аты в Адлер и Киев.
  • В 1963 г. открыли рейс из Алма-Аты в Ленинград. Авиапарк пополнился самолетами Ан-24, которые стали использовать в основном на казахстанских авиалиниях. Кроме того, была открыта гостиница для транзитных пассажиров.
  • В 1964 г. добавили маршруты из Алма-Аты в Симферополь и из Фрунзе в Новосибирск.
  • В следующем году рейс Алма-Аты—Ленинград дополнили промежуточными пунктами.
  • В 1967 г. открыли рейс из Алма-Аты в Ригу.
  • С 1973 г. началась эксплуатация пристроенного к зданию аэропорта терминала.
  • К концу 70-х гг. количество городов, с которыми было установлено регулярное авиасообщение Караганды, превысило 50.
  • В 1980 г. был возведен новый аэропорт - Караганда (Центральный), и началась его эксплуатация.
  • К середине 80-х гг. сюда полностью перенесли авиапарк.

Старый аэропорт Караганда изначально преобразовали в военный, разместив здесь вертолетную часть. В начале 90-х гг. его закрыли и позднее перестроили, поскольку он оказался глубоко в черте города.

В 1992 г. Центральный аэропорт был переименован в аэропорт СарыАрка. Караганда к тому же получила статус международного аэропорта. В 1996 г. открыли новый аэровокзал, а в 2002 г. его снова модернизировали.

С 2006 г. началась очередная реконструкция. Финансирование для нее в размере 4,8 млрд тенге выделило АО "БТА Банк". Модернизация включала увеличение взлетно-посадочного поля: была изменена длина полосы, расширены места стоянок и рулежные дорожки. Помимо этого, возвели карго-терминал класса "А" для хранения и обработки грузов, оснащенный автоматизированной системой учета и контроля, холодильными камерами, системами упаковки и складирования, пожаротушения и безопасности. Его площадь равна 3456 м2, пропускная способность - 30 тыс т/г. Причем он функционирует в двух режимах: как склад временного хранения и как таможенный склад. Также поработали с пассажирской зоной. Впервые с момента смены названия и статуса в 1992 г. модернизировали залы местных и международных вылетов и VIP-помещение. Здание оснастили системами вентиляции и воздушного отопления. Расширили сервисные услуги. Была изменена система доставки пассажиров к самолетам: автобусы заменили телескопическими трапами.

В результате модернизации, завершенной в 2008 г., пропускная способность аэропорта повысилась с 6,2 млн до 7,5 млн чел./г., оборот грузов возрос с 95 тыс. до 163 тыс. т/г., почты — с 10 тыс. до 12 тыс. т/г. Благодаря этому, по утверждению президента Даулета Хамзина, если пассажирскими центрами являются алма-атинский и астанинский аэропорты, то грузовым центром стал г. Караганда. Аэропорт заинтересовал своими возможностями иностранных авиаперевозчиков.

  • В 2009 г. начали принимать рейсы Караганда—Дюссельдорф компании Blu wings и транзитный Гонконг—Франкфурт Lufthansa Cargo Charter.
  • В 2010 г. открыт рейс в Сочи.
  • В 2011 г. World Airways был авторизован технический центр "Сары-Арка" на обслуживание Boeing 747 и MD-11. После этого компания запустила транзитный рейс Шанхай—Хельсинки. Также были открыт маршруты Караганда—Хельсинки и Караганда—Екатеринбург.
  • В 2013 г. аэропорт прошел сертификацию стандарта ISAGO.
  • В 2015 г. был открыт прямой рейс до Грозного.

Текущее состояние

Сейчас Сары-Арка является одним из крупнейших аэропортов Казахстана. Он имеет одну взлетно-посадочную полосу для самолетов любого класса. Пропускная способность аэровокзала составляет 1200 чел/час. В год Сары-Арка может обслуживать 2,5 млн чел. и 18 тыс. т грузов. Помимо гражданской авиации, на нем базируются самолеты военно-воздушных сил Казахстана.

Проблемы

Основной проблемой аэропорта является нехватка пассажиров. Это обусловлено близостью ко второму по пассажирообороту аэропорту Казахстана Астана, который находится лишь в 200 км от него. Естественно, столица более популярна, чем Караганда. Аэропорт Астана после модернизации значительно снизил пассажиропоток в Караганде. Причем сейчас он в процессе очередной реставрации, направленной на повышение пассажирооборота. Вследствие этого мощности аэропорта Караганды задействованы всего на 10 %.

Юридическое положение

В 1996 г. было создано АО открытого типа "Аэропорт Сары-Арка" с полным участием государства в уставном капитале. В следующем году компания сменила статус на ОАО. В 1998 г. был зарегистрирован пакет акций в количестве 89 551. В 2003 г. вновь произошла смена названия на АО, а количество акций возросло на 120 единиц. В 2005 г. Департамент финансов Карагандинской области провел открытый инвестиционный тендер, где ТОО Sky Service приобрело пакет акций.

Комментарии