СПД - это что такое? Регистрация СПД
Предпринимательскую деятельность принято считать основной движущей силой рыночной экономики. Реализация собственных интересов, коими в преобладающем большинстве случаев являются регулярное получение дохода и большая свобода действий, сопряжена не только с упорным трудом, но также со многими формальностями. Предприниматель одновременно является и собственником бизнеса, и, часто, управляющим, бухгалтером, юристом, менеджером. А на первых порах бывает довольно трудно разобраться во многих нюансах.
СПД и другие формы хозяйственной деятельности
Субъект предпринимательской деятельности (СПД) — это юридическое понятие, обозначающее форму хозяйственной деятельности, которая объединяет под собой несколько видов предпринимательства. Термин применяется в законодательстве Украины. В РФ понятие “субъект предпринимательской деятельности” не закреплено законодательно (закон выделяет отдельно частных предпринимателей и юридических лиц), но встречается в юридической литературе.
В правовом поле Украины также выделяют две формы СПД — это индивидуальное предпринимательство и юридические лица. Вторая категория субъектов предпринимательской деятельности включает в себя частные и публичные акционерные общества, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное и полное общество.
Чаще всего предприниматель открывает СПД-ФЛ (СПД-ФЛП), что расшифровывается как “субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо (физическое лицо предприниматель)”, или ФОП — “фізична особа підприємець” с украинского языка. Именно такая форма СПД будет рассматриваться в данном материале.
Кто имеет право стать предпринимателем?
Индивидуальным предпринимателем могут официально зарегистрироваться дееспособные лица, являющиеся гражданами Украины, других государств или лица без гражданства. При этом потенциальный СПД должен находится на территории Украины законно, быть совершеннолетним (для лиц от 16 до 18 лет дополнительно требуется разрешение родителей или законных опекунов), иметь регистрацию по месту проживания и получить идентификационный номер.
Действующее законодательство позволяет заниматься хозяйственной деятельностью не всем. Отказать в регистрации могут тем, кто уже зарегистрирован в Едином государственном реестре, предоставил неполный комплект или фальшивые документы, при наличии решения суда о запрете заниматься предпринимательством или в том случае, если лицо по законодательству не может заниматься хозяйственной деятельностью. К последней категории относят:
недееспособных граждан;
сотрудники государственного аппарата или местных самоуправлений, депутаты;
прокуроры, нотариусы, аудиторы;
должностные лица органов суда, внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры.
Каковы обязанности субъекта предпринимательской деятельности?
Система СПД сопряжена не только с получением систематического дохода, самоуправляемостью и свободой осуществления деятельности, но также с рядом обязанностей. Так, частный предприниматель обязан:
сообщать в соответствующие органы о любых изменениях информации, указанной в личных документах;
обеспечивать высокое качество товаров и предоставляемых услуг, сохранять права и интересы потребителя;
не допускать нарушений действующего законодательства;
придерживаться требований к санитарным условиям, соблюдать противопожарную безопасность;
вести учет результатов хозяйственной деятельности и своевременно предоставлять отчетность в налоговые и другие органы.
Процедура государственной регистрации предпринимателя
СПД — это форма хозяйственной деятельности, которая подлежит обязательной регистрации. Процедура предполагает несколько этапов, сопряжена с некоторыми утомительными формальностями, но при ответственном подходе и желании зарегистрироваться можно за пять рабочих дней.
Регистрация СПД предусматривает уплату регистрационного сбора, предоставление пакета документов и заявления в регистрирующие органы, регистрацию в качестве налогоплательщика и в пенсионном фонде. Дополнительные процедуры (получение лицензии, изготовление печати, открытие предпринимательского счета в банке и т.п.) проходятся частным предпринимателем при необходимости.
Какие документы нужны для регистрации в качестве СПД?
В государственные регистрирующие органы, местную администрацию или нотариусу потенциальный ФОП лично или через уполномоченное лицо должен предоставить:
регистрационная карточка, которую можно получить (вместе с образцом заполнения) у регистратора;
справку о присвоении физическому лицу идентификационного кода;
паспорт лица, желающего стать предпринимателем.
По закону регистратору запрещается требовать от потенциального ФОП другие бумаги. Важно, что пакет документов должен быть заполнен на государственном языке и предоставлен по месту жительства будущего предпринимателя.
Пакет документов минимален — открыть СПД не представляет труда. Максимально облегчены условия для ведения хозяйственной деятельности, однако это совсем не значит, что относиться к процессу регистрации и последующей деятельности следует что называется “спустя рукава”.
Система налогообложения для индивидуального предпринимателя
Налог СПД чаще всего единый, т.е. по упрощенной системе налогообложения. Единственное ограничение — такую систему не могут использовать физические лица нерезиденты Украины.
Плательщики единого налога разделяются на три группы по доходу за календарный год, количеству сотрудников, ставке, форме ведения учета, периодичности представления отчетности (ежегодно или ежеквартально) и регистрации плательщиком НДС.Ниже представлены основные показателя для выбора предпринимателем группы.
Регистрация в органах пенсионного фонда Украины
Зарегистрироваться СПД (расшифровка — субъект предпринимательской деятельности) может в городском или районном отделении пенсионного фонда. Необходимо будет предоставить следующие документы:
копия свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности, заверенная нотариусом;
справка с номером, присвоенным предпринимателю в государственном реестре частных предпринимателей - физических лиц.
В течение последующих десяти рабочих дней предприниматель получить ведомость из пенсионного фонда с идентификационным номером, который следует указывать в дальнейшем при подаче отчетности.
Печать и банковский счет: необходимы ли?
Предпринимательский банковский счет и печать не обязательны для СПД-ФОП (СПД-ФЛ, СПД-ФЛП), но необходимы в некоторых случаях. Печать в обязательном порядке необходима исключительно плательщикам НДС, банковский счет открывается только для удобства самого предпринимателя в процессе осуществления деятельности, например, если организована сеть СПД.
Кому нужен статус плательщика НДС?
Статус плательщика НДС необходимо получить индивидуальному предпринимателю, который:
получает суммарный доход свыше 300 тыс. гривен за последние двенадцать календарных месяцев;
реализует конфискованное имущество;
поставляет товары с использованием глобальных сетей;
является импортером товаров;
выражает добровольное желание стать плательщиком НДС.
Основное преимущество плательщика НДС состоит в том, что такие предприниматели имеют возможность уменьшить расходы на ведение деятельности путем получения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, уплаченного в составе полной стоимости товаров.
Нужна ли лицензия для осуществления хозяйственной деятельности?
Частные предприниматели не могут заниматься некоторыми видами деятельности, а для отдельных сфер существуют ограничения, выраженные в необходимости получения лицензии.
Физические лица-предприниматели не имеют права заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:
охрана отдельных объектов;
распространение и оборот наркотических веществ;
изготовление бензина, масел;
страховая деятельность;
банковская деятельность;
выпуск ценных бумаг;
организация радио- и телевещания.
Форма СПД требует лицензии для осуществления торговой деятельности, обмена ценностей, предоставления услуг в сфере азартных игр и игорного бизнеса в целом, а также некоторых других видов деятельности.
Процесс закрытия субъекта предпринимательской деятельности
Процесс закрытия СПД — это действие обратное регистрации, и предусматривает практически те же шаги. Для ликвидации предпринимательства субъект хозяйственной деятельности должен подать соответствующее заявление государственному регистратору и пройти проверку на отсутствие долговых обязательств в налогово и пенсионном фонде. Если был открыт банковский счет или заключены любые другие договоры (интернет, коммунальные платежи и тому подобное) их действие также следует прекратить во избежание начисления штрафов.