Лучшие изометрические РПГ: обзор, особенности и отзывы
В конце 90-х годов с завидной регулярностью появлялись РПГ изометрические. ПК стал главной платформой для подобных продуктов. Такие видеоигры не могли похвастать полностью трехмерной графикой, но всегда отличались отменным дизайном. С тех пор компьютеры стали мощнее, а игры - совершеннее, но геймдевы не спешат вносить изометрическую проекцию в список анахронизмов. В данной статье приведен обзор лучших изометрических RPG.
Planescape: Torment
Описывая лучшие изометрические РПГ, особое внимание нужно уделить Planescape. Вышла видеоигра на стыке веков (в 1999 году), и сразу же заслужила звание легенды. Действие происходит в городе Сигил. Здесь переплетаются тысячи дорог, но перед путешествием по каждой из них необходимо открыть портал, а для этого нужны ключи. Одни двери откроет заколдованная сфера, другие - мусор, на который не обратит внимания даже бездомный, третьи - только правильная мысль.
Сюжет и особенности игры
Главный герой потерял память. Даже свое собственное имя является для него тайной. Но он бессмертен. Когда уровень HP опускается до ноля, Безымянного доставляют в местный морг, где он просто отсыпается перед продолжением приключения. Умирать в игре главному герою придется часто, и не только из-за нападения врагов - иногда завершить квест невозможно, оставшись в живых.
После смерти Безымянный теряет все воспоминания, поэтому он ведет подробнейший дневник, а по ходу сюжета разыскивает старые записи, сделанные в "прошлых жизнях". Постепенно игрок узнает, что Безымянный был участником почти всех крупных событий Сигила.
Главная прелесть игры не в боевой системе и схеме прокачки героя, а в диалогах, нелинейности, сюжете, взаимоотношениях персонажей. В Planescape минимум видеороликов и анимаций, а большинство сцен передаются текстом. Объем всех диалогов составляет более шести мегабайт. Во время прохождения игроку придется прочитать больше текста, чем в произведении "Война и Мир".
Tyranny
Описывая новые изометрические РПГ, нельзя не сказать о плоде совместного труда компаний Obsidian Entertainment и Paradox - Tyranny. Надо сказать, что игра похожа на современные RPG насколько, насколько пьесы Чехова - на современные ситкомы. Здесь нет плохих и хороших, нет борьбы за справедливость, нет высоких эльфов и воинственных орков. Tyranny - история о людях.
Сюжет и особенности
Почти весь континент подчинен Кайросу - могущественному магу, только одно маленькое королевство остается независимым. Сюжет не выявляет однозначно плохих и хороших. Хотя Кайрос и захватил все земли, эти его действия исключили возможность кровопролитной гражданской войны. Главному герою (вопреки ожиданиям игроков) придется помочь захватить магу последнее независимое королевство, а не свергнуть его режим.
Игрок сам определяет предысторию игры. Ранее изометрические РПГ таких возможностей не предлагали. Разработчики предоставили геймеру самостоятельно выбирать, что произошло за последние три года перед началом основных событий. Каждое решение повлияет на сюжет.
Как и во многих других RPG, главный герой может набрать в команду братьев по оружию. Компаньонов здесь не так много, как в Dragon Age, но их боевые качества зависят не только от уровня и снаряжения, а также и от взаимоотношений. К каждому из спутников нужен уникальный подход. Кому-то по нраву железная дисциплина в бою, а кто-то воодушевится неординарными и хаотичными решениями.
Единственный минус Tyranny - тесные локации и небольшое число квестов. Если бы не эти недостатки, игру можно было бы сравнивать с легендарной RPG Planescape: Torment. Но, несмотря на все минусы, играть в Tyranny интересно. Более того - после завершения сюжета хочется пройти игру снова, выбрать другие варианты развития событий, посмотреть, чем обернутся те или иные действия. На современных платформах ролевые игры такого уровня выходят крайне редко.
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
Описывая изометрические РПГ с открытым миром, нельзя обойти вниманием Arcanum. Эта игра по праву считается шедевром. Она почитаема любителями RPG, но малоизвестна в широких кругах.
Arcanum - умная, многосторонняя игра с великолепным сюжетом. Разработчики взяли лучшие элементы других представителей жанра и смешали их со своими задумками. Открытый мир, множество диалогов, широкие возможности влияния на NPC при помощи вспомогательных навыков, нелинейный сюжет, система прокачки, сходная с Fallout - все это есть в Arcanum.
Игра забылась из-за недоразумения - перед стартом продаж в мировую сеть кто-то слил копии сырой бета-версии со множеством недоработок и ошибок. Это, в свою очередь, привело к провальному уровню продаж.
Сюжет и особенности Arcanum
Мир игры населяют привычные фэнтезийные существа, но и технологический прогресс не стоит на месте. Механические устройства, паровые двигатели, огнеметы, огнестрельное оружие - все это соседствует с классическими фэнтезийными канонами.
Сюжет нетривиален. Во время перелета протагониста в столицу дирижабль терпит крушение. Пассажир просит главного героя доставить кольцо неизвестному человеку, после чего умирает от полученных ранений. Сразу же после этого протагонист узнает от случайного знакомого, что он теперь избранный и на него началась охота. Дальнейшее развитие событий зависит только от игрока.
Возможностям отыгрыша роли позавидуют любые современные изометрические РПГ. Как минимум, главный герой может грубить, хамить, обманывать, влюблять в себя персонажей. И число этих возможностей растет вместе с прокачкой побочных умений. Игрок может создать персонажа для прохождения без боев - в этом случае протагонист будет выпытывать, убеждать, обманывать, заставлять. Любителям воевать понравится обратная ситуация - прохождение, ни с кем не разговаривая и не взяв ни одного квеста, просто убивая каждого встречного. Выполнение всех заданий возможно несколькими разными способами.
К тому же на игровой процесс повлияют не только действия геймера, а также раса и пол персонажа. Система диалогов настолько сложна, что над выбором очередной реплики стоит несколько раз подумать: одни слова помогут выполнить квест с минимумом потерь, другие - навсегда испортят отношение NPC к протагонисту.
Baldur’s Gate
Ни один топ изометрических РПГ не обходится без игр серии Baldur's Gate. Эта RPG понравится любителям ретро, но ознакомиться с ней должен любой уважающий себя геймер. Сегодня игра считается классической, но на момент выхода игровые издания называли ее революционной. Именно Baldur's Gate привнесла в жанр те элементы, которые до сих пор используются разработчиками компьютерных игр.
Историческая справка
Компания BioWare разработала собственный движок, на котором впоследствии было построено большинство изометрических RPG конца 90-х, начала 2000-х. Но изначально издатели скептически отнеслись к этому программному продукту. Поверили в BioWare только представители компании Interplay.
Первым шагом, на который до BioWare никто из компаний не отваживался, стало изменение положения камеры. Вид от первого лица утратил свою актуальность, а игроку стала доступной возможность обозревать происходящее с высоты небольшой многоэтажки. Именно с Baldur's Gate изометрические РПГ-игры начали свою историю.
Боевая система
Боевая система сочетала в себе тактическую глубину настольной версии AD&D и динамику. Все схватки проходили в режиме реального времени. Но игрок мог в любой момент включить паузу, спокойно оценить ситуацию и дать команды персонажам.
Поклонникам настольной версии эта идея не пришлась по душе, однако после выхода игры все признали, что система работает лучше, чем ожидалось, и воспроизводит классические правила.
Игровой мир
Сюжет хотя и представлял собой сборник жанровых клише, но преподносился на более глубоком уровне. NPC в игре существовали не только для раздачи квестов. С ними можно было поговорить не только о том, сколько орочьих ушей следует принести для увеличения уровня. Количество текста в диалогах было сравнимо с объемом немаленькой книги.
Также игрок мог общаться с напарниками. Если раньше попутчики были безликими и отвечали одной-двумя фразами, то теперь, благодаря диалогам, каждый из них получил свой уникальный характер. Напарники преследовали свои цели и обладали биографией. Если же в один отряд попадали попутчики с противоположными философскими взглядами, дело доходило до споров, ругани, и даже, убийства. Все эти нюансы помогали создать иллюзию того, что мир живой.
Размер карты Baldur's Gate огромен, но текстуры городов, замков и подземелий нарисованы вручную. Мир уютен и красив. RPG серии Baldur's Gate подарят десятки часов приятного времяпрепровождения всем любителям жанра.
Diablo 3
Diablo 3 - игра, которая через неделю после своего выпуска стала самой продаваемой игрой для PC. Классические изометрические РПГ-игры на ПК - полная противоположность Diablo.
В Diablo 3 диалогам и сюжету уделено минимальное внимание. Главные элементы здесь - бои и прокачка. Вне зависимости от класса персонажа и его умений, герою придется рубить сотни монстров, получая взамен лут и опыт. Хотя сюжетная цель игры - спасение мира, в третьем Diablo 3, кажется, цель протагониста - неконтролируемое насилие.
Трехмерные модели умерщвляются красиво, разнообразно, динамично. Причем, игроку не нужно часто останавливаться для подбора золота, оно запрыгнет в карманы автоматически.
Единственный недостаток - прохождение видеоигры завершается слишком быстро. А ведь обычно изометрические РПГ предлагают десятки часов геймплея. Впрочем, если геймер хочет продлить прохождение, есть вариант выбрать высокий уровень сложности. В этом случае сюжет не получит новых ветвей развития, но прохождение замедлится из-за возросшей живучести монстров. Помимо увеличения уровня HP и наносимого урона, мобы получат сразу по несколько суперспособностей, что заставит игрока продумывать тактику боя.
Надо сказать, что сюжет игры вполне неплох для боевика. Вдохновлялись ли разработчиками произведениями Джорджа Р. Р. Мартина, но смерть ключевых персонажей геймеру придется наблюдать регулярно. Тот, кто недавно был врагом, присягает на верность. Тот, кто был другом, норовит воткнуть нож в спину.
Часть сюжета раскрывается через внутриигровые книги. Такой подход напоминает серию TES. NPC здесь служат не только для выдачи квестов. У многих из них припасена своя история. Конечно, проработка диалогов и сюжета не сравнится с Arcanum или Planescape, но они являются в этой игре не движущей силой, а элементом декора. Они призваны объяснить поступки протагониста, разбавить процесс "рубки" монстров, сделать его интересным, а не рутинным. Хотя, классические изометрические РПГ далеки по духу от Diablo 3, эта игра все равно остается одной из лучших в жанре.