Разграничение государственной собственности на землю в РФ. Основания разграничения государственной собственности на землю

Управление земельным фондом требует строгой систематизации ресурса. Помимо участков, относящихся к частной собственности, огромные территории находятся в ведомстве государства. При этом действует система классификации земель с разными характеристиками и принадлежностью к тем или иным субъектам. Собственно, закрепление земель за территориями федерального владения, муниципальными образованиями и за другими государственными структурами производится по принципам разделения, которые прописаны в соответствующих законодательных актах. Вместе с этим разграничение государственной собственности не может не опираться на конституционные нормы, которые являются определяющими для осуществления подобных правовых процедур.

Чем отличаются государственные земли?

Главная особенность земельных участков такого типа заключается в статусе закрепленности в федеральном фонде РФ. Можно сказать, это базовый статус территорий России, которые юридически зарегистрированы в составе ее имущества.

Далее происходит разделение на категории земель, не относящихся к частной собственности. Важно подчеркнуть, что участки, которые входят в фонд владения частных собственников или организаций, не могут относиться к землям, имеющим статус государственного имущества. Другое дело, что разграничение государственной собственности на земельные участки производится как раз для дальнейшего распределения между владельцами разного уровня. Вместе с федеральной основной владения землей также выделяют другие формы собственности, для которых может производиться разграничение, но для начала стоит рассмотреть сам принцип данного действия.

Виды государственной земельной собственности

Базовой разновидностью государственных земель является фонд федерального владения. Государственная правовая регистрация так определяет участки, которые были признаны собственностью РФ законами. Вместе с этим также существуют земли субъектов России и муниципальных образований. Обычно выделяют именно федеральные участки и владения, находящиеся под управлением муниципальных образований.

Объединяющим фактором определения обеих категорий является то, что, по сути, обе разновидности земель принадлежат государству. Другое дело, что прямое обращение с этими фондами осуществляется разными структурами. Очевидно, что разграничение государственной собственности на землю в РФ происходит на разных основаниях, которые как раз и определяют права непосредственного владения участками муниципального органа или иного субъекта. При этом не всегда таким признаком разделения выступает именно право в некотором роде первоначальной принадлежности. Законом предусмотрена подготовка правительственных актов, которые могут также выступить основанием для разделения федеральных земель.

Собственность субъектов РФ

Как и в случае с федеральными землями, участки, входящие в собственность отдельных субъектов, не имеют отношения к частному владению. Например, это могут быть территории, на которых есть объекты, относящиеся к недвижимости, принадлежащей субъектам страны. Само по себе такое разграничение государственной собственности в РФ находится под контролем органов власти. В то же время это не исключает возможности отнесения федеральных земель к собственности отдельных субъектов территорий, которые входят в фонды охранных зон. К примеру, это территории особого регионального значения, и такой статус им не помешает быть отнесенными в собственность субъекта РФ.

К особым региональным землям, в частности, относятся участки природоохранных зон, территории с водными ресурсами и т. д. Более того, даже если на участке находится приватизированный объект, это не является помехой для распределения. Но в таких случаях должно выполняться два условия. Во-первых, сам участок не должен быть приватизирован. Во-вторых, до приватизации имущества, располагаемого на участке, оно должно было находиться в собственности субъекта.

Возникновение прав на собственность

Как уже говорилось, для разграничения земель должны быть основания, но изначально возникает право на владение территорией – как минимум она должна быть в собственности РФ. Данное право возникает из двух аспектов. В первую очередь оно обуславливается государственной регистрацией собственности в соответствии с законодательством РФ. Это относится и к федеральному, и к муниципальному фондам.

Вторым аспектом выступает судебное решение или правительственный акт – обычно такая регуляция права владения распространяется на процедуры введения новых земель в состав РФ. Последующее разграничение государственной и муниципальной собственности с формированием участков и наделением новых статусов производится на тех или иных основаниях, которые следует рассмотреть в отдельном порядке.

Основания для возникновения прав собственности на землю РФ

Базовое право, позволяющее вносить земельные участки в реестры, из которых в дальнейшем производится распределение, возникает на основе их регистрации в разных фондах. К примеру, одним из самых крупных является фонд лесного хозяйства, а также огромный пласт участков сельскохозяйственного назначения. На практике это также бывают земли населенных пунктов, территории, наделенные особым статусом или значением, и т. д. При этом не всегда основание связывается со статусом земли. Хотя в большинстве случаев оценивается множество факторов. Если разграничение государственной собственности находится в рамках полномочий субъекта, то чаще всего учитываются нюансы практического применения.

В более широком ключе федеральные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона. Особенно это относится к территориям с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами. Существуют и отдельные основания разграничения государственной собственности на землю запаса. В подобных случаях право на владение обуславливается наличием объектов недвижимого имущества на участке, которое находится в федеральном фонде государства.

Основания для прав собственности на землю субъектов РФ

В данном случае основанием выступают те же правовые факторы, что и при регистрации федеральной собственности. Но есть и некоторые дополнения. Например, в отдельных субъектах РФ и крупных городах федерального уровня основанием такого рода может стать и цель сохранения единой хозяйственной единицы. Иными словами, разграничение государственной собственности РФ может производиться с учетом конкретных региональных характеристик местности и специфики ведения хозяйственной деятельности. Учет этого фактора также нередко подкрепляется экономическими соображениями.

Основания для прав собственности на землю муниципалитета

Муниципальные образования получают при распределении земель права собственности на основании регистрации или в результате приватизации. Таким образом, в ведение муниципальных органов могут также переходить и территории с сельскохозяйственными угодьями, и участки с промышленными объектами, а также земли, включенные в реестры с водными ресурсами, рекреационными зонами и т. д.

Стоит подчеркнуть, что разграничение государственной собственности на отдельные участки с последующей их передачей муниципальным образованиям тоже предусматривает учет логистической целесообразности. То есть в интересах оптимального ведения хозяйства могут объединяться те или иные участки или наоборот, разделяться по соседним субъектам.

Главный критерий принадлежности земли к субъекту

В разное время основным определяющим принадлежность земель критерием выступал принцип владения объектами, находящимися на конкретном участке. Однако неоднозначность подходов к определению этого принципа в каждом конкретном случае дала основания для его упразднения. Поэтому на данный момент в качестве ключевых критериев, по которым определяется право собственности, является территориальное положение участка и его текущее пользование. Так, если разграничение государственной собственности находится на уровне муниципалитета, то, к примеру, сельскохозяйственный участок может перейти в собственность ближайшему поселку или населенному пункту, предприятие которого непосредственно эксплуатирует данную землю.

Порядок разграничения территорий

Вопросами разделения земель занимаются структуры исполнительной власти, регулирующие имущественные отношения. Документом, который является уже практическим основанием для перераспределения, выступит перечень земель, закрепленных за теми или иными муниципальными образованиями или субъектами РФ.

В конечном итоге подготавливается реестр с указанием участков, которые затронуло разграничение государственной собственности. Субъект, в котором произошли подобные изменения, соответствующим образом корректирует данные о местном земельном фонде в государственном кадастре.

Разрешение споров о разграничении земель

Допускается возможность возникновения споров между субъектами и муниципальными образованиями РФ при разграничении федеральных земель. Разрешаются они в процессе выполнения согласительных процедур, но бывают и случаи недостижения мирного договора. В таких ситуациях разграничение государственной собственности подтверждается в судебном порядке.

Общие принципы разграничения

Практика разграничения государственных земель показывает, что при всех юридических аспектах выполнения таких актов исполнительные органы разных уровней руководствуются двумя основными принципами. В первую очередь это правовая база, на которой основывается сама принадлежность земельных ресурсов к федеральному фонду, что юридически подкрепляется регистрацией права собственности.

И второй принцип, по которому производится разграничение государственной и муниципальной собственности на землю, основывается на экономической, организационной и культурной целесообразности. В зависимости от характеристик конкретной территории определяется и преимущественное право ее владения тем или иным субъектом. Безусловно, не всегда принимаются однозначные решения. Например, экономические факторы, обуславливающие то или иное решение, могут противоречить географическим или культурным аспектам целесообразности.

Заключение

На сегодняшний день процесс разграничения государственных земель определяется как первоначальный способ установления собственности. Причем в качестве собственника может выступать и непосредственно федеральный фонд, и субъекты РФ, и муниципальные органы самоуправления. И во всех трех случаях земли не будут находиться в частном владении.

Также разграничение государственной собственности можно рассматривать как инструмент юридической дифференциации имущества. Перед выполнением акта перераспределения территорий они пребывают в неразграниченном состоянии. После можно говорить о наполнении их более полным значением. Об этом свидетельствует и установление формы владения, и вид земельного участка, и способ его эксплуатации.

Комментарии