Цитаты об учителях и школе

Александр Ботвинников когда-то сказал: «Учителя уверены, что яйца курицу не учат, а вот ученики убеждены – курица не птица». Вечное противостояние учителей и учеников на поле битвы под названием «Школа». Но стоит только закончиться веселым школьным денькам, как невозможно найти бывшего школьника, который бы ненавидел свою школу. И лишь цитаты об учителях напоминают о былом времени.

Школьные годы чудесные

Цитаты об учителях и школе редко ориентируются на такую тематику, как ностальгия о прошлом, но все-таки она есть. Чего только стоит высказывание Хрущева: «Время, проведенное в школе, всегда оставляет памятный след в судьбе каждого ученика. Класс уже давно покинут, прошел уже не один десяток лет, нерадивый ученик вырос и состоялся как самодостаточная личность. Возможно, кто-то умер или постарел, но каждый помнит своего учителя и те знания, благодатные семена, что он посеял в его сердце».

Ведь действительно школа – это особое место, где человек проводит лучшие годы своего детства и юности. Об этом никогда не забудешь, как ни старайся. В памяти всегда будут всплывать лица одноклассников, обрывки фраз, наставления учителей. Но со временем все это померкнет, и только любимый учитель навсегда останется в памяти. Его слова всегда будут возникать в памяти, так как будто это было вчера.

Кто такой учитель?

Ральф Эмерсон был уверен, что: «Учитель – это тот человек, который легко может сделать все сложное легким». Дмитрий Менделеев часто любил повторять: «Гордость каждого учителя заключается в его учениках». Эти цитаты об учителях известных людей хорошо отвечают на вопрос о том, что за человек учитель. Это тот человек, который может сделать все непонятное ясным, по крупицам предоставить нужные знания и научить ими пользоваться, чтобы в дальнейшем ученику было легче приспособиться к жизни.

Что должен делать учитель?

Цитаты об учителях хорошо показывают истинное предназначение учителя. Современная система образования уже давно доказала: учитель – это всего лишь субъект социальных взаимоотношений, который выполняет возложенный на него долг – предоставляет ученикам учебный материал, что заранее предусмотрен программой. Вот только такое поведение не верно, даже цитаты об учителях начальных классов настаивают на том факте, что учитель должен не просто научить какому-то предмету, но воспитать и научить находить истину.

Взять, к примеру, высказывание Адольфа Дистервега: «Задача каждого воспитателя или учителя, состоит в том, чтобы привлечь учащегося к общечеловеческому развитию. Учитель должен воспитать из ученика человека, причем сделать это раньше, чем тот вступит в гражданские отношения». Таким образом, легко можно проследить мысль, что учитель – это не только носитель информации об определенном предмете, но и наставник, что обязан привить ребенку моральные качества и общечеловеческие ценности.

Хороший учитель

Карл Краус когда-то изрек: «Информацию, которую переварили учителя, можно считать пищей для учеников». В действительности подобные цитаты об учителях часто можно встретить, вот только они не позиционируют педагогов хорошими или плохими.

Прийти к пониманию словосочетания «хороший учитель» поможет еще одно высказывание Дистервега: «Плохой учитель дарит своим ученикам знания, хороший – учит их находить». Именно так должен поступать истинный педагог. Разжечь интерес, научить отсеивать лишнее, постепенно добираясь до истины в поисках собственного ответа – вот задача каждого учителя.

Кто может стать учителем?

Изучая цитаты об учителях великих людей, можно наткнуться на интересное высказывание Менделеева: «К педагогике необходимо призывать как к медицине, морскому делу. Принимать в лавы не тех людей, которые хотят только обеспечить себе будущее, а тех, кто уверен, что имеет к этому делу призвание, получает от преподавания удовлетворение и понимает необходимость своего ремесла». И с этими словами ученого можно легко согласиться. Быть педагогом, как быть художником – научиться можно, но только одаренным от природы дано создавать настоящие шедевры.

В подтверждение выше сказанного следует привести цитаты об учителях из произведений классической литературы. К примеру, Лев Николаевич Толстой когда-то написал: «Учитель – это не человек, что имеет соответствующее образование и воспитание, а тот, кто уверен, что никем другим не желает быть. Такую уверенность редко можно встретить, а ее присутствие доказывается лишь жертвами, на которые человек пошел во благо любимого дела. Учитель – это одно из достойнейших и благороднейших призваний». Именно так отзывался известный человек о профессии учителя.

Совершенный учитель

В идеале учитель должен любить все, что связано с его профессией, а не просто иметь призвание. Просматривая цитаты об учителях русского языка, можно наткнуться на высказывание Толстого: «Хороший учитель любит то, что делает. Учитель, который любит своих учеников отеческой любовью, лучше того, кто прочел множество книг, но так и не полюбил ни свое ремесло, ни своих подопечных. И только тот, кто любит своих учеников и свое ремесло, может называться совершенным учителем».

Учитель должен любить свою работу и хорошо относиться к ученикам. Но стоит помнить, что хорошее отношение – это не только хорошие отметки. Мишель Монтень когда-то написал следующее: «У меня нет желания, чтобы наставник делал все один, я хочу, чтобы учитель слушал, что говорит его ученик. Сократ и Аркесилай всегда заставляли говорить первыми своих учеников, и только потом говорили сами. Учитель должен спрашивать с ученика не только материал урока, но суть и смысл. И судить ученика не за его хорошую память, а за его собственные слова. Объясняя что-то своему ученику, учитель должен осветить информацию с разных сторон и проверить понял ли его ученик. Когда ученик отвечает на вопрос учителя его же словами, это значит, что учитель плохо подал ему информацию и соответственно он плохой учитель».

Педагог обязан научить своих подопечных самостоятельно находить ответы и желать получить как можно больше знаний. Более того, учитель должен быть своему ученику и другом, и соперником.

Учитель-соперник

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Ученик, который не может превзойти своего учителя, вызывает лишь жалость». Возможно, подобного роды цитаты об учителях звучат жестоко, но в них, несомненно, сокрыто зерно истины. Какой учитель обрадуется ученику, который прекратил свое интеллектуальное развитие. Желание найти свои ответы, свою истину – вот ради чего должен стараться учитель.

Хаббард когда-то сказал: «Учитель, который может научить своих воспитанников находить благо в труде, должен почивать на лаврах». Знания, полученные из-под палки, мотивированные только получением высокой оценки, никогда не будут качественным продуктом учебной деятельности. Они быстро забудутся и не принесут никакой пользы. Но если ученик желает знать – его ничто не остановит. Знания, которые он получает в момент, когда возникает потребность найти собственный ответ, запоминаются на всю жизнь. Именно поэтому учитель должен показать подопечному, что труд на благо истины приносит, помимо пользы, еще и удовольствие.

Но наряду с этим, учебный процесс должен быть ориентирован на то, что учитель – это соперник ученика. Даже Белинский настаивал на этом: «Ученик не сможет стать лучше своего учителя, когда тот является образцом для подражания, а не соперником».

Не всем и не всегда учитель необходим

Превознося профессию учителя, очень часто люди забывают о простом человеческом факторе, когда учитель, каким бы хорошим он ни был, становится бесполезным. В первом случае это когда ученик не может быть требовательным к себе. Василий Сухомлинский однажды сказал: «Пусть над учеником будет хоть сотня учителей – все их старания будут бессмысленными, если подопечный не сможет заставить себя что-то сделать или чего-то от себя потребовать».

Во втором случае учителя становятся бессильными, когда ученики изначально начинают постигать собственные истины. Очень хорошо об этом высказался Жан-Жак Руссо: «Ни один учитель не был нужен тому, кому заранее было предначертано создать собственное учение. Бэкон, Декарт, Ньютон – эти учителя рода человеческого никогда не имели своих наставников. И остается только спросить какие педагоги смогли бы привести их туда, где они оказались по воле случая?».

Многим покажется странным, но учителя не должны впихивать в учеников тонны информации. Настоящий учитель, словно катализатор, покажет, в чем красота его предмета, а дальше пытливый ум ученика уже сам сделает свое дело. Именно о таких учителях и вспоминается чаще всего после окончания школы. О тех, кто показал красоту науки, научил находить ответы и получать от этого удовольствие.

Комментарии