Легендарный объект "Дружба". Нефтепровод, построенный во времена СССР
"Дружба" (нефтепровод магистральный) - крупнейшая в Европе сеть по доставке нефти потребителям. Это довольная старая, но надежная система. При советской власти был такой орган, СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Это была межправительственная организация, занимающаяся решением экономических вопросов, возникающих при взаимодействии стран Варшавского договора. На сессии СЭВ в 1958 году было принято решении о строительстве такого объекта, как "Дружба" (нефтепровод), с целью поставок нефти в социалистические страны Европы.
Процесс занял 4 года (1960-1964). Некоторые ветки были построены ранее, и в 1962 году Чехословакия получила первую нефть. Позже, с 1968 по 1974 год, в связи с увеличением объема поставок нефти построили вторую линию - "Дружба -2".
Особенности строительства
Строительство нефтепровода "Дружба" ярко показало тесное сотрудничество и взаимную экономическую интеграцию стран социалистического лагеря. Дело в том, что трубы для проекта делал Советский Союз, Чехословакия занималась арматурой, все насосы на перегонных станциях были производства ГДР (немецкое качество!), а Венгрия отвечала за автоматизацию коммуникационного оборудования.
Цель постройки нефтепровода "Дружба"
"Дружба" (нефтепровод), по сути, был отражением внешней политики СССР в те годы. Главной ее особенностью была помощь братским социалистическим странам. В те годы помогали "братьям" всем, чем могли. Часто за символическую плату или совсем бесплатно.
- Первая цель. Скрепить экономически дружбу между странами восточного Варшавского блока. Поэтому систему нефтепроводов и назвали "Дружба".
- Вторая цель. Политика политикой, но экономика есть экономика. Без советской нефти социалистическим странам Восточной Европы было трудно выживать, развивать производства и претворять в жизнь социальные программы.
Брать нефть танкерами у капиталистов было нерентабельно и опасно. А вдруг понравится, а вдруг Запад предложит льготные условия с целью смены режимов? Такие вещи Союз не поощрял и не терпел. Были примеры. Югославский лидер, маршал Йосип Броз Тито, провел некоторые реформы, разрешил с оговорками частный бизнес, и сразу Югославию приравняли к капиталистической стране, а маршала объявили ренегатом.
При строительстве данного грандиозного объекта совпали и политические, и экономические цели организаторов проекта. Строительство нефтепровода "Дружба" было продиктовано не только политической ситуацией, но и жизненной необходимостью.
Куда идет российская нефть
Сегодня нет Советского Союза, нет Чехословакии, нет ГДР. История меняется, а "Дружба" (нефтепровод) исправно выполняет свою функцию: поставляет нефть из России в страны Восточной и Западной Европы.
Поставки осуществляются из Татарстана (Россия) через Украину и Беларусь в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Германию. Большей частью сегодня нефть идет через Беларусь, так как есть проблемы с украинской стороной, но о них чуть ниже.
Нефтепровод "Дружба", Брянск
Сеть магистральных нефтепроводов "Дружба" входит в структуру Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" имеет главный офис в Брянске. Связано это с тем, что Брянская область имеет уникальное географическое положение. Одни ее районы граничат с Украиной, а другие - с Беларусью. Главная ветка идет от Самары до Брянска, а затем до Мозыря (Беларусь). В Мозыре система делится на две важные ветви: северную (белорусскую) и южную (украинскую). Поэтому удобно управлять нефтепроводом именно из Брянска.
Украинская ветка нефтепровода "Дружба"
Как уже написано выше, в белорусском Мозыре система делится на две ветки. Южная украинская часть трубы идет от Мозыря до города Броды (Украина) и далее через Галичину и Закарпатье в Европу. Эксплуатирует это направление украинская компания "УкрТрансНафта".
Состояние нефтепровода "Дружба" на территории Украины сегодня
Нефтепровод "Дружба" на Украине сегодня не функционирует в полном объеме, и поэтому Россия вынуждена искать обходные пути транзита нефти в Европу. Плюс ко всему "УкрТрансНафта" заявила о намерениях расторгнуть договор от 1995 года с Россией об эксплуатации данного объекта. Связано это все с плохой внутриполитической обстановкой на Украине и осложнением дипломатических отношений с Россией.
Аварии на нефтепроводе "Дружба"
В завершение темы расскажем немного об авариях на нефтепроводе "Дружба". От техногенных катастроф никто не застрахован, поэтому читателям будет интересно узнать, как обстояли дела с данным объектом.
Были утечки нефти. Не критичные, не вызывающие катастрофических последствий, но были. На украинском участке утечки нефти возникали из-за незаконной врезки в трубу. Один из наиболее нашумевших случаев произошел в июле 2012 года в Закарпатье, в Мукачевском районе. Тогда полтонны нефти вылились в мелиоративный канал.
Происходили и курьезные на первый взгляд ситуации. Но в результате таких курьезов случались серьезные поломки в системе нефтепроводов. Большой резонанс получила ситуация, имевшая место в октябре 2012 г. Операторы станций на словацком и чешском участках заметили неправильную работу приборов. Позже выяснилось, что в систему попали презервативы и резиновые соски в больших количествах. И труба засорилась именно на Украине.
Чуть позже были испорчены таким же путем агрегаты на венгерской станции контроля. В соцсетях многие остряки от души веселились. Но повода для веселья не было. Все банально просто. Кто-то врезался в трубу, воровал нефть в больших количествах, а в систему бросал резиновые изделия, чтобы сбить с толку счетчики "ниже по течению" нефтяной реки.