Исаева Лариса и ее куклы ручной работы
Говорят, что возможность заниматься любимым делом – настоящее счастье. Увлеченный идеей мастер может с головой погружаться в работу, не замечая бега стрелок по циферблату, отложив на потом домашние дела и встречи с друзьями, полностью отдавшись процессу.
Исаева Лариса когда-то даже не задумывалась о том, чтобы променять обычную работу на хобби. А сегодня ее творения известны всему миру. Созданные Ларисой куклы живут в больших и маленьких частных коллекциях, галереях, музеях. Удивительно реалистичные добрые лица, подвижные тела, умопомрачительные авторские костюмы принесли своей создательнице известность. Стиль автора легко угадывается с одного взгляда, несмотря на огромное количество подражателей. Разглядывая ее творения, порой невозможно поверить, что Исаева Лариса – обычный человек, а вовсе не фея, способная вдохнуть жизнь в хрупкую фигурку.
Каким был ее путь в искусстве и как живет мастерица? Попробуем заглянуть в мастерскую, в которой создаются маленькие чудеса.
Докукольная жизнь
Признанный сегодня мастер кукол Лариса Исаева всего несколько лет назад даже рукоделием особо не увлекалась. Умела то же, что умеет множество обыкновенных жен и мам.
Вспоминая детство, Лариса в первую очередь упоминает закулисье театра, в котором служил ее отец. По ее словам, в театре царила невероятная атмосфера. Вероятно, из-за этого, окончив школу, Лариса решила стать учителем музыки. Однако по специальности ей довелось поработать совсем недолго.
По словам Ларисы, не каждому дано привить молодому поколению искреннюю любовь к классической музыке. Одной увлеченности делом здесь недостаточно. В какой-то момент будущая кукольница перестала чувствовать в себе силу настоящего педагога и честно призналась себе, что хочет заниматься чем-то другим.
Случай привел ее на производство в родном Екатеринбурге. В компании, занимающейся промышленной очисткой воды, Лариса Исаева работала специалистом по векторной графике.
Проба пера: первые тильды
Что же вдохнуло свежую струю в размеренную жизнь? Сама мастерица признается, что в который раз всё решил случай. Однажды в далеком 2010 году она коротала зимний вечерок у телевизора и, переключая каналы, вдруг увидела нечто интересное и новое. Сегодня ей и самой трудно вспомнить, что мастерили участники шоу «Декоративные страсти», но увиденное необычайно вдохновило Ларису, и ей тоже захотелось порукодельничать.
В поисках идей помог интернет. В те времена мир переживал очередной тильдо-бум, и творения Тони Финангер были необычайно популярны. Незамысловатые мягкие куколки с глазками-точками, милыми локонами и модными одежками понравились Ларисе. Она решила попробовать сшить тильду.
Разглядывая сегодняшние работы Ларисы Исаевой, связь с тильдами рассмотреть просто невозможно. Но по словам мастера, все начиналось именно с них.
Как бы ни были хороши тильды, но вскоре их оказалось недостаточно. Уже третья работа имела проволочный каркас и значительно измененную выкройку. Ларисе казалось слишком скучным простое повторение работ Тони Финангер. Она решила искать свой путь.
Авторская выкройка
Мастерица ставила перед собой определенные цели. Ей хотелось сделать куклу, максимально похожую на человека. Она подгоняла пропорции тильды под анатомические пропорции. Кроила и перекраивала, собирала части в единое целое…
Было создано несколько работ. Лариса не просто вышивала рты и глазки на кукольных лицах, но и делала утяжку, чтобы лицо получалось более рельефным. Правда, у созданной выкройки была одна особенность, которая самой мастерице казалась недостатком – вертикальный шов на лице. Но уйти от него было невозможно, иначе лоб, нос и подбородок получились бы плоскими. Можно было только совершенствовать технику, делая шов аккуратным и качественным. Но это не делало его невидимым, он в любом случае был заметен. Поэтому поиск идеальной выкройки продолжился.
Даже сегодня, добившись признания, обзаведясь тысячами поклонников, Лариса Исаева продолжает движение вперед. Она не считает, что достигла вершины, и уверяет, что ей еще есть к чему стремиться.
Начало работы в смешанной технике
В какой-то момент Ларисе пришла в голову идея заменить текстильное личико куклы пластиковым. Пришлось осваивать технику лепки из полимерной глины. По словам мастера, это был путь проб и ошибок, практики и экспериментов.
Само тело было решено оставить текстильным на проволочном каркасе. Лариса считает, что такие куклы теплее, ведь они мягче и легче шарнирок вроде BJD.
Мастерица лепила кисти и головки с шеей, а затем пришивала эти детали к текстильным телам, внутри которых был запрятан проволочный каркас, отвечающий за устойчивость и подвижность.
Несколько слов о костюме
Авторские куклы Ларисы Исаевой наряжены в уникальные костюмы с высокой детализацией. Разглядывая готовые композиции, внимательный зритель заметит маленькие пуговицы и пряжки, вышивку и роспись, буфы и вытачки. Это необходимо, когда планка высока. В итоге даже похожие друг на друга персонажи обладают особенностями. Каждая кукла уникальна.
Настоящий мастер-кукольник должен знать множество ремесел, ему приходится быть портным, скорняком, сапожником, скульптором, визажистом, дизайнером, фотографом, парикмахером… Лариса Исаева не скрывает, что у неё не всё получается сразу. По её словам, ошибки неизбежны. Но не нужно бояться их и опускать руки!
Шарнирные куклы Ларисы Исаевой
Со временем появилась идея освоить технику изготовления шарниров из полимерной глины. Мы можем видеть крохотные суставы на некоторых работах мастера. При этом полностью отказываться от смешанной техники в пользу шарнирных тел мастерица не планирует.
Лариса Исаева о мастер-классах
Многие начинающие мастера на первых этапах часто стараются вооружиться опытом профессионалов. Лариса спокойно относится к тем, кто пытается повторить ее работы. Во-первых, не забылись еще времена, когда ее саму вдохновили работы другого мастера, а во-вторых, далеко не каждому под силу скопировать то, что делает Исаева. Тем, кто совершает первые шаги в постижении секретов мастерства, полезно ориентироваться на успешных и признанных. Лариса иногда делает фотографии процесса создания очередной куклы и выкладывает их в свободный доступ. Но она не ставит своей целью формирование собственной кукольной школы.
Технология изготовления кукол Ларисы Исаевой не является секретной, мастерица отвечает на вопросы интересующихся ее творчеством, показывает детали, этапы создания.
А вот отвечая на вопросы поклонников о мастер-классах, Лариса часто ссылается на недостаток времени. Возможно, когда-то мастерице захочется организовать взаимодействие с учениками. Но в настоящее время мастер-классов Лариса Исаева не проводит.
Где живут куклы?
Мастерица признается, что большинство ее первых работ было раздарено. На память осталась лишь парочка: тильда и каркасная текстильная кукла по собственной выкройке.
В доме Ларисы почти нет ее работ. Большинство из них уже нашли новых владельцев. Многие уехали за границу. Каждая новая работа автора вызывает немалый интерес и быстро уезжает в новый дом. А мастерица в шутку называет себя сапожником без сапог.
Некоторые великолепные куклы Ларисы Исаевой
Фото работ мастерицы больше похожи на иллюстрации книги с волшебными сказками. С них глядят светлые улыбчивые личики русских красавиц и добрых молодцев, кисейных барышень, гордых цариц, восточных танцовщиц… Кажется, что у каждой куклы есть свой характер.
На следующей иллюстрации – Медной Горы Хозяйка в роскошном царском платье. Она находится в частной коллекции.
Узнаваемы и другие образы: Тристан и Изольда, Иванушка и Аленушка, Снежная Королева и другие.
Кукольные композиции
Нередки парные куклы ручной работы Ларисы Исаевой. Технология изготовления, которую применяет мастерица, позволяет создавать кукол разного роста. Среди коллекционеров пользуются успехом не только куколки стандартного размера, но и более крупные. Специально к новогодним праздникам Лариса делает композиции «Дед Мороз и Снегурочка», среди которых и стандартные, и высокие.
Некоторые композиции дополняют предметы, изготовленные в технике лепки и сухого валяния, для некоторых создаются сложные аксессуары (например, сани).
Неиссякаемый источник вдохновения
Где же мастерица берет идеи? Исаева Лариса признается, что черпает вдохновение в сказках разных народов мира, классической литературе, добрых старых фильмах. Некоторые идеи подбрасывают и заказчики. Но Лариса берется за изготовление куклы только в том случае, если концепт ей нравится, а персонаж вызывает желание поработать с ним.
Помощники мастерицы
Вся семья Ларисы творческая. Ее сын увлекается музыкой и сам пишет электронные композиции. Мастерица признается, что его произведения вызывают у нее желание творить.
Муж мастерицы работает дизайнером. Он творческий человек, увлекающийся искусством и обладающий множеством талантов. Нередко муж принимает непосредственное участие в создании очередного шедевра. Лариса Исаева знает, что всегда может положиться на супруга, если ей необходима мужская сила или совет дизайнера с хорошим вкусом.
Лариса благодарна семье за поддержку, которая когда-то помогла ей принять решение уйти с работы и целиком отдаться любимому делу.
Ценник и торговые площадки
Куклы ручной работы Ларисы Исаевой не назовешь бюджетными. Впрочем, это неудивительно при таком уровне мастерства. В среднем одна куколка стоит около тысячи долларов, некоторые образцы могут быть вдвое-втрое дороже. Высокий спрос – главный показатель того, что ценник ничуть не завышен.
Приобрести одно из творений Ларисы Исаевой можно на одной из многочисленных онлайн торговых площадок. В физических магазинах свои работы мастерица не выставляет, а времени на подготовку и участие в ярмарках у нее просто не остается. По словам самой Ларисы, она просто не успевает накопить материал, куклы не задерживаются подолгу в ее доме.
О чем следует помнить потенциальным покупателям
Исаева Лариса не занимается созданием кукол, предназначенных для детских игр. Все ее работы сделаны из безопасного материала, каждая деталь надежно зафиксирована, но активной игры эти великолепные куклы не переживут.
Ее работы предназначены для коллекционного хранения. Конечно, их можно брать в руки и сгибать их подвижные суставы, однако обращение должно быть деликатным и бережным.