Адольф Шапиро: творчество и личная жизнь режиссера

Шапиро Адольф Яковлевич — режиссер, имя которого гремело во всех уголках бывшего СССР и Европы, благодаря смелым театральным постановкам, ломавшим все стереотипы. Его творчеству и биографии посвящена данная статья.

Детство

Адольф Яковлевич Шапиро родился в 1939 году в Харькове. О детстве режиссера широкой общественности ничего не известно, однако вряд ли в годы войны у кого-либо из советских детей оно было счастливым и не омраченным трудностями и потерями. Особенно сложно Шапиро приходилось из-за имени Адольф, которое вызывало неприятные ассоциации и даже ненависть у окружающих.

Впоследствии режиссер не раз говорил, что благодарен судьбе, которая позволила ему родиться в том же доме по адресу ул. Чернышевского, 15, где жил тогда еще совсем молодой, а впоследствии известный литературовед Лев Владимирович Лифшиц.

В 1949 году ученого отправили «в лагеря» по обвинению в космополитизме. Адольф Шапиро, семья которого сделала все, чтобы сберечь оставшееся от былой роскоши у потомков известного рижского лесопромышленника, долго не мог прийти в себя. Какова же была его радость, когда после реабилитации Лифшиц взялся «подтянуть» соседского мальчишку-двоечника и привил ему любовь к литературе. Он же посоветовал ему поступать в театральный институт.

Учеба

В конце 50-х годов А. Я. Шапиро поступил в Театральный институт Харькова. Там он зарекомендовал себя как не самый дисциплинированный студент. В частности, неоднократно его видели прогуливавшимся в полном театральном костюме и гриме В. И. Ленина в сквере у Зеркальной струи, перед тем как идти на репетиции известной пьесы Погодина. Параллельно с учебой он решил заниматься режиссурой на практике. С этой целью Шапиро создал свой театр-студию, где поставил спектакли «Глеб Космачев» М. Шатрова и «Увидеть вовремя» Л. Зорина.

Первые шаги в Риге

В 1962-м году после окончания Харьковского театрального института А. Я. Шапиро переехал в Ригу. На тот момент начинающий режиссер вряд ли подозревал, что он на ближайшие 30 лет свяжет свою судьбу с этим городом.

В столице Латвии Адольф Шапиро стал работать в Рижском ТЮЗе. С его приходом этот театр приобрел всесоюзную известность и о нем заговорили не только во всех уголках СССР, но и в Югославии, Италии, Франции, Германии, Канаде и в США.

В 1964 году Адольф Яковлевич возглавил ТЮЗ и поставил спектакли «20 лет спустя» и «Человек, похожий на самого себя», в основу которого легли произведения Михаила Светлова. Эти 2 постановки определили его дальнейший творческий путь как режиссера, способного создавать серьезные театральные постановки для юношеской и детской аудитории, ориентированные и на их родителей.

Дальнейшая работа в Рижском ТЮЗе

Из важных театральных постановок Шапиро в период работы в Латвии можно отметить «Чукоккалу» (по произедению К. И. Чуковского), «Принц Гомбургский» (Г. Клейст) и «Завтра была война» (Б. Л. Васильев).

Кроме того, зрителям запомнились спектакли РТЮЗа 1960-1980-х годов по пьесам А. Арбузова («Город на заре» и «Победительница»), а также великолепная постановка «Пер Гюнта» на латышском по Г. Ибсену. На языке оригинала А. Шапиро представил зрителям и «Золотого коня» Райниса, «Снежные горы» Гунара Приеде, «Живую воду» Мары Залите и пр.

Наряду с работой в театре Адольф Шапиро преподавал в Латвийской консерватории. В этом вузе он выпустил 3 актерских курса и 1 режиссерский.

Последней наиболее нашумевшей работой Шапиро на рижской сцене стал спектакль «Домократия», созданный по произведениям И. Бродского.

В России

В 1992 году известный и всеми любимый композитор Раймонд Паулс, занимавший на тот момент пост главы Министерства культуры Латвии, подписал приказ о реорганизации Театра юного зрителя. Таким образом, Рижский ТЮЗ, считавшийся одним из лучших на территории бывшего Советского Союза, прекратил свое существование, а сам Адольф Шапиро, который в одночасье лишился своего любимого детища и возможности творить, принял решение покинуть страну.

В Московском Театре имени Вахтангова в 1994 году ему доверили осуществить постановку «Милого лжеца» по Дж. Килти. Она была положительно воспринята столичной публикой. Еще через 4 года его спектакль «Бумбараш», поставленный в Самарском ТЮЗе, номинировали на соискание престижной премии «Золотая маска». Удачным оказалось его сотрудничество с Театром им. Маяковского. Там режиссер поставил спектакль «В баре токийского отеля» (Теннеси Уильямс).

Другие работы

В 2000 году Адольф Шапиро осуществил новаторскую постановку пьесы Максима Горького «На дне» на сцене Театра-студии О. Табакова. А в 2001 году самарский зритель увидел премьеру спектакля «Мамаша Кураж» по произведению Бертольда Брехта. Кроме того, в 2004 году большой успех имела постановка Адольфа Шапиро «Вишневого сада» на сцене МХАТа с несравненной Ренатой Литвиновой в роли Раневской.

В 2007 году режиссер стал руководителем художественных проектов ТЮЗа А. А. Брянцева и представил зрителям пьесу «451 градус по Фаренгейту» Бредбери.

Адольф Шапиро: личная жизнь

Режиссер был женат дважды. От первого брака у него есть дочь Розана, а в 2001-м году нынешняя супруга режиссера родила ему сына Арсения. Разница в возрасте между братом и сестрой, которая постоянно живет в Канаде, составляет 38 лет.

Второй брак вдохнул в режиссера новые силы, и он считает, что получил второй шанс начать жизнь заново.

Теперь вы знаете, какие интересные работы за более полувека своей творческой деятельности представил зрителю Адольф Шапиро (режиссер). Он и сегодня продолжает радовать любителей театра новыми постановками, которые удивляют новизной прочтения, казалось бы, давно известного всем литературного материала.

Хотя Адольф Шапиро никогда не испытывал недостатка в предложениях от ведущих театров России, сам он считает, что его единственная любовь — Рижский ТЮЗ. Однако в латвийскую столицу режиссер возвращаться не собирается. Хотя однажды он присутствовал на премьере в своем любимом ТЮЗе. Это был моноспектакль, во время которого изгнанник Михаил Барышников читал стихи поэта-изгоя Бродского, а за всем этим наблюдал из зрительного зала Адольф Шапиро, в свое время отлученный от любимого театра.

Комментарии