Какое значение имеет мусульманский календарь
Мусульманский календарь иначе называется «хиджра» или «хиджрат». Поэтому довольно часто при употреблении мусульманского летосчисления говорят: такой-то или такой-то год хиджры. Это арабское слово, которое означает разрывать что-нибудь, разлучать душу с телом, расставаться, но чаще всего оно имеет значение «переселяться с места на место». В исламской традиции слово это взято не столько из Корана, сколько из хадис, то есть высказываний пророка Мухаммада.
Как и многие термины, почитающиеся в исламе и использующиеся в толковании богословия, мусульманский календарь или хиджрат имеет историческое и символическое значение – именно поэтому его первый год служит началом исламского летосчисления. Историческое значение этого термина состоит в том, что словом «хиджрат» традиционно обозначали переселение мусульманских общин во главе с пророком из Мекки в Медину (которая часто называется Ансара), когда они вынуждены были уходить от гонений, устраиваемых тамошними язычниками. История говорит также, что население Ансары радостно встретило первых провозвестников новой веры и поделилось с ними всем, что имело.
Именно поэтому 622 год знаменует начало новой, исламской, эпохи и считается первым годом от хиджрата, то есть переселения общин. В связи с этим широко распространенное в русскоязычной литературе употребление термина «хиджрат» в смысле «бегства Пророка из Мекки в Медину» является некорректным, поскольку в исламе считается, что Пророк переселился в Медину, исполняя волю бога, чтобы распространять ислам, а не чтобы спасти свою жизнь. Кроме того, мусульманский календарь символизирует и уход человека от греха, и желание и даже обязанность распространять веру, и долг преодолевать трудности. Дело в том, что понятие «хиджрат» имеет и переносный смысл, действительно означающий «бегство», но речь идет о бегстве верующего от всего, что запрещено богом или приносит вред другим.
История введения хиджрата связана со многими красивыми историями, в частности, свидетельствующими о взаимном притяжении и согласии между мусульманами и христианами во времена Пророка и его первых последователей. Так, например, одно из значимых переселений, благодаря которым возник мусульманский календарь, было совершено мусульманской общиной в христианскую Эфиопию. Языческие правители Мекки прислали туда посольство с просьбой вернуть беженцев на родину, и они даже прислали эфиопскому императору дары. Но он решил прежде поговорить с мусульманской общиной. Мусульмане рассказали ему, что раньше они были идолопоклонниками, презирали бедных, нежеланных дочерей закапывали живьем в песок. А после проповедей Пророка они решили верить в Единого Бога, совершать благие дела, не делать зла другим, помогать бедным и защищать женщин и обиженных, и тогда их стали преследовать. Император прослезился и сказал, что ни в коем случае не вернет их на родину. Он даже заявил, что они свободны исповедовать свою веру в Эфиопии, потому что источник проповеди Пророка и Спасителя (Иисуса Христа) – один и тот же.
В 637 году, когда правил халиф Омар, событие хиджрата (переселения), стало считаться началом новой эпохи, а месяц, когда это произошло (Мухаррам) – первым месяцем года по новому летосчислению. Хотя первый день этого месяца - это фактически новый год по мусульманскому календарю (رأس السنة الهجرية), но никаких специальных церемоний для празднования этого дня не предусмотрено. Первый день первого года по такому календарю соответствует 16 июля 622 года.
Год исламского календаря тоже состоит из двенадцати месяцев, он основывается на лунном календаре, и по нему высчитываются все основные праздники. Это значит, что месяцы исчисляются от одного новолуния до другого и состоят то из 29, то из 30 дней. Таким образом, выходит, что мусульманский лунный календарь делит год на 354 дня. В связи с этим и начало года каждый раз смещается на 11 дней.