Яйский НПЗ. Яйский нефтеперерабатывающий (Кемеровская область)
Яйский НПЗ «Северный Кузбасс» – крупнейшее промышленное предприятие, построенное в Кемеровской области за последние годы. Оно призвано сократить острый дефицит топлива и смазочных материалов в Алтае-Саянском регионе. Проектная мощность переработки первой очереди – 3 млн тонн, введение второй очереди позволит вдвое повысить выпуск продукции.
История
Кемеровская область является крупным промышленным кластером юга Сибири. Потребности в бензине, дизеле и других ГСМ постоянно возрастают. Учитывая перспективу дальнейшего роста производственного сектора, в 2008 принято принципиальное решение построить на севере области новый нефтеперерабатывающий комплекс.
Основным инвестором выступило ООО «НефтеХимСервис», вложившее в возведение уникального завода 63 млрд рублей. Работы лично курировал губернатор Аман Тулеев. Летом 2013 заработала первая очередь НПЗ, активно ведутся работы по сооружению второй очереди. Суммарная мощность Яйского НПЗ составит 6 млн тонн перерабатываемой нефти ежегодно. Глубину переработки планируется довести до 93%, что является отличным показателем. В будущем предполагается строительство третьей очереди.
Описание
Яйский нефтеперерабатывающий завод построен с нуля на пустом месте, вдали от промышленных центров. Его окрестили «Индустриальным чудом Южной Сибири». На огромной территории 60 га рассредоточены производственные цеха, товарно-сырьевые парки, многокилометровые сливо-наливные эстакады, очистные сооружения, блок оборотного водоснабжения, транспортные узлы и прочие объекты.
Промышленные корпуса и инфраструктура второй очереди займут еще 7 га. Уже заложены фундаменты под эстакады, здания и сооружения. В ближайшее время планируется ввести установку вакуумной перегонки мазута производительностью 1 600 000 т. Она позволит поднять глубину переработки до 75% и увеличить производство средних дистиллятов нефти (газойля и других) с высокой добавленной стоимостью.
Производство
Кемеровская область – Кузбасс – является ведущим угледобывающим регионом России. Ни опыта нефтепереработки, ни подходящих специалистов не было. Областная администрация и инвесторы столкнулись с рядом трудноразрешимых задач: кадровых, производственно-технологических, логистических. Все они были оперативно решены.
Первоначально возникли вопросы с закупкой сырья, но благодаря новым правительственным постановлениям завод может получать нефтепродукты со всех месторождений Сибири как по магистральному трубопроводу, так и железнодорожным транспортом. Яйский нефтеперерабатывающий завод располагает собственной погрузочно-разгрузочной станцией.
Производственная база включает:
- установку ЭЛОУ-1 по первичной нефтепереработке;
- установку гидроочистки дизельного топлива;
- гидрокрекинг;
- установку замедленного коксования;
- систему аминовой очистки от сероводорода;
- риформинг с блоком изомеризации;
- серопроизводящую установку;
- хозяйственные объекты;
- пункт приема и сдачи нефти;
- железнодорожную станцию полного цикла, включающую эстакады по отгрузке нефтепродуктов и приемке сырой нефти;
- трубопроводную систему длиной 7,5 км, соединяющую нефтеперекачивающую станцию Анжеро-Судженска с Яйским НПЗ.
Установленное оборудование позволяет получать бензин марок АИ-92 и АИ-95, соответствующий европейскому стандарту качества. Яйский НПЗ выпускает:
- топливо дизельное (марка А);
- топливо дизельное (марка Б);
- бензин стабильный газовый (марка БЛ);
- топочный мазут, малозольный.
Инновации
Проектировщики постарались свести к минимуму «человеческий фактор», доверив производственный цикл «искусственному интеллекту». Весь техпроцесс переработки нефти выводится на большой экран зала централизованного управления. Операторы отслеживают в реальном времени все параметры работы завода. Любые внештатные изменения технологического режима отслеживаются специальной программой, оповещающей специалистов сигнализацией о возможных проблемах.
В будущем увеличение глубины переработки до 93% позволит отказаться от производства топочного мазута, обладающего низкой добавочной стоимостью. Взамен помимо перегонки топлива будет выпускаться высокотехнологичная продукция: комовая сера, малосернистый нефтяной кокс, вакуумный газойль и другие позиции. Впоследствии ЯНПЗ планирует довести качество выпускаемого дизтоплива до стандартов Евро-5.
Кадры
Яйский НПЗ является образцом предприятий будущего. Здесь внедрены наукоемкие автоматизированные технологии, в результате сложнейшее оборудование обслуживает на удивление малое количество работников. Оптимизация кадров достигнута за счет широкой специализации рабочих и ИТР: помимо основной они осваивают смежные специальности.
Завод позволил значительно сократить безработицу в регионе, обеспечив занятостью порядка 2000 человек. Большинство сотрудников предприятия приезжают из соседнего города Анжеро-Судженск. Около завода находится населенный пункт Яя. Поселок, возникший в 1897 году, насчитывает более 10000 жителей.
Чтобы работать на Яйском НПЗ, необходимо пройти переподготовку, повысить квалификацию. Этим занимаются ряд учебных заведений региона: Ачинский техникум нефти и газа, Анжеро-Судженский политехнический колледж и другие.
Перспективы
Дальнейшее развитие ЯНПЗ расписано до 2025 года. Сейчас вводится в эксплуатацию новый вакуумный блок стоимостью 5 млрд рублей. На очереди – системы изомеризации и риформинга (25 млрд руб.). Запуск этих установок позволит повысить качество бензина до «честных» АИ-92 и АИ-95.
До 2020 года планируется смонтировать установку замедленного коксования стоимостью 18 млрд руб. Она необходима для производства кокса и серы. К 2025-му руководство рассчитывает вдвое увеличить объем перерабатываемой сырой нефти за счет увеличения номенклатуры готовой продукции, установки новых систем, увеличения глубины переработки. Также к 2015-му будет построена новая установка гидроочистки. Впрочем, развитие предприятия не заканчивается на этом. Уже сейчас разрабатываются проекты расширения: ввода третей и четвертой очередей.
Экономическое значение
Яйский НПЗ – это решение глобальных проблем с обеспечением южных регионов Сибири топливом. Кемеровская область потребляет около 3,5 млн тонн нефтепродуктов. После ввода 2-й очереди завод покроет потребности как Кузбасса, так и соседей. Соответственно, бюджет получит весомую прибавку.
Сегодня большую часть ГСМ завод реализует в Кемеровской области. Таким образом, регион обретает независимость от внешних поставщиков бензина и дизеля, диктующих невыгодные условия хозяйствования. Также уменьшилась реализация низкосортного топлива с полулегальных «мини-НПЗ», наблюдается нормализация рынка нефтепродуктов.