Ст. 378 ГПК РФ. Содержание кассационных жалобы, представления. Срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу
Законодательство фиксирует перечень требований, которым должно соответствовать содержание кассационных жалобы/представления. В случае несоблюдения предписаний заявления возвращаются без рассмотрения.
Кассационная жалоба: ГПК
Кодекс устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны присутствовать в заявлении. Они определены в части первой ст. 378 ГПК РФ. К ним относят:
- Название органа, куда направляется заявление.
- Наименование (Ф.И.О.) субъекта, оформляющего документ, его место расположения (проживания). Указывается также его процессуальный статус.
- Сведения об иных лицах, участвующих в разбирательстве.
- Указание на судебные инстанции, рассматривавшие дело в первой, а также по апелляционной, кассационной инстанциях, а также содержание вынесенных решений.
- Сведения о постановлениях, которые оспариваются.
- Указание на допущенные прежними инстанциями нарушения процессуальных/материальных норм, оказавшие влияние на исход разбирательства. Здесь же приводятся подтверждающие доводы.
- Просьбу лица, составляющего заявление.
Дополнительные сведения
Согласно ст. 378 ГПК РФ, в заявлении субъекта, не участвовавшего в разбирательстве, должно указываться, какие его законные интересы/права были нарушены решением. При этом постановление должно вступить в действие. Если жалоба ранее подавалась в кассационную инстанцию, в новом заявлении должно быть указание на принятое по ней решение.
Специальные требования
В заявлении должна присутствовать подпись лица, оспаривающего постановление, или его представителя. В последнем случае к жалобе прилагают доверенность либо иную бумагу, подтверждающую соответствующие полномочия. Вместе с заявлением в суд также передаются копии постановлений, заверенные соответствующей инстанцией, квитанция об уплате пошлины. Если субъекту полагается льгота или предоставлена отсрочка/рассрочка, к жалобе прилагается бумага, удостоверяющая это.
Комментарии
В части первой рассматриваемой нормы установлен исчерпывающий перечень требований, которым должна соответствовать кассационная жалоба. ГПК, устанавливая их, обеспечивает, таким образом, возможность всестороннего рассмотрения заявления уполномоченной инстанцией. Наличие в документе сведений, предусмотренных пунктами 1-5 первой части нормы, позволяет установить право соответствующих субъектов на обращение в соответствующий суд, компетенции инстанции на рассмотрение просьбы и пр.
Нюансы
Установленные ст. 378 ГПК РФ требования об обязательном включении в заявление указание на конкретные нарушения материальных или процессуальных норм, с приведением доводов обусловлены тем, что изменение постановления по делу возможно только в случае выявления обстоятельств, существенно повлиявших на решение, без устранения которых цель правосудия достигнута не будет. Просьба субъекта при этом должна соответствовать полномочиям органа. Она должна сводиться к изменению (частичному или полному) либо отмене оспариваемого постановления, принятию нового акта или оставлению в действии одного из вынесенных решений.
Субъекты, не участвующие в разбирательстве
Как указывает ст. 378 ГПК РФ, такие субъекты, подавая заявление, оспаривающее постановление, описывают нарушения интересов и прав вступившим в действие решением. Это обуславливается положениями 376 статьи Кодекса. Согласно части первой этой нормы, субъекты, которые в разбирательстве не участвовали, обладают правом обратиться в кассационную инстанцию с жалобой только тогда, когда вынесенное решение затрагивает их интересы.
Сведения о принятых постановлениях
Если решение ранее обжаловалось в кассационной инстанции, заявитель должен указать сведения о вынесенном по ней постановлении. В случае несоблюдения данного требования просьба будет возвращена без рассмотрения. Кассационная жалоба на апелляционное определение, принятое ВС республики, области, края или иного региона, а также вынесенное решение районным судом в первой инстанции и вступившие в действие, направляются в Коллегии Верховного суда, если они были оспорены в президиуме соответствующего органа (регионального или районного).
Госпошлина
Перед тем как подавать кассационную жалобу, субъект должен произвести обязательный платеж. Вопросы, касающиеся уплаты пошлины, регламентируются гл. 23.5 НК. Согласно ст. 333.18 (п. 1, подпункт 1) Кодекса, при обращении в судебные органы общей юрисдикции субъекты осуществляют обязательный платеж до подачи жалобы. Величина пошлины по гражданским делам определяется в соответствии с положениями ст. 333.19 НК. Статья 333.20 Кодекса допускает уменьшение размера платежа, с учетом имущественного состояния лица, или отсрочку/рассрочку уплаты в порядке, зафиксированном ст. 333.41.
Срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу
Оспорить судебное постановление субъекты могут в течение полугода. Однако на практике бывают ситуации, когда срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу оказывается пропущенным. Если причины были уважительными, то заинтересованное лицо может восстановить упущенный период. Для этого необходимо написать соответствующее заявление. Оно подается вместе с кассационной жалобой. В нем необходимо коротко изложить причины пропуска. В обязательном порядке должны прилагаться документы, подтверждающие их уважительность. К существенным обстоятельствам, которые могут помешать своевременно подать жалобу, можно отнести тяжелое заболевание, стихийное бедствие и пр. Решение о восстановлении периода остается на усмотрение суда. Если причины будут признаны уважительными, жалоба будет рассмотрена.
Заключение
Следует помнить, что количество экземпляров жалобы должно равняться числу участвующих в разбирательстве субъектов. Если у этих лиц отсутствуют какие-либо документы, которые заинтересованное лицо приводит в качестве доводов, их также нужно скопировать и направить в суд. Это требование обязательно для соблюдения, в противном случае жалоба останется без движения. Заявителю будет направлено определение с указанием нарушения и периода его устранения.