Хомский Ноам: цитаты
Авраам Хомский – один из самых знаменитых современных лингвистов. Профессор в области лингвистики, он также является философом, публицистом и теоретиком. Ноам Хомский изобрел современную классификацию языков мира, которая получила название «Иерархия Хомского». Сейчас ученому почти 90 лет, и он продолжает преподавательскую деятельность в Массачусетском институте, дает интервью журналистам, пишет лекции и обзоры.
В чем революционность взглядов Хомского
Считается, что все языкознание делится на две большие эпохи: до того, как в нем появился Хомский Ноам, и после. В 1957 году научный мир был потрясен вышедшей работой ученого под названием «Синтаксические структуры». Раньше лингвисты всего мира занимались лишь тем, что исследовали отдельные языки и их особенности. Никому до этого не приходило на ум, что язык должен восприниматься, прежде всего, в качестве врожденной особенности человека любой расы или национальности. Кроме того, он является таким же инструментом познания окружающего мира, как, например, зрение.
Лингвистика как главная сфера интересов ученого
Ноам Хомский, цитаты которого известны на весь мир, в своих исследованиях задается провокационными и неоднозначными вопросами. Как можно понять, почему дети в любой стране мира так быстро осваивают родной язык? Каким образом ребенок оказывается способен воспринимать речь отдельно от других шумов окружающего мира? Как получается, что никакие языковые отличия не влияют на процесс усвоения ребенком первого языка? Ученый пишет: «При поверхностном рассмотрении языки разительно отличаются друг от друга. Если сейчас кто-нибудь зайдёт в эту комнату и начнёт говорить на суахили, я не пойму ни слова. Тем не менее, я распознаю, что это язык».
Цитируемость в научных кругах
Помимо всего прочего, Хомский известен своими радикальными воззрениями на политику. Особенно ученый известен своей резкой критикой внешней политики Америки. Одна из газет США, «Нью Йорк Таймс Бук Ревью», как-то раз сделала следующее заявление. По мнению издательства газеты, Хомский Ноам – это один из самых важных современных представителей интеллектуальной элиты общества. Начиная с 1980 и заканчивая 1992 годами, он был самым цитируемым из живущих на земле ученых. По частоте использования цитат в общем исследователь занимал восьмое место. Его фамилия является славянской по своему происхождению. Англоговорящие произносят ее на свой манер: Чомски.
Еще одна сфера, на которую оказали влияние исследования ученого – это бихевиоризм. Ноам Хомский, порождающая грамматика которого привела к упадку этого течения в психологии, одновременно стал одним из родоначальников современной когнитивной науки. Главный постулат порождающей грамматики состоит в следующем: язык – это часть генетической программы человека.
Хомский Ноам и политика
Ученый говорит: «В приватизации многих государственных услуг... есть стремление приватизировать чувства и разум человека, заполучить над ним полный контроль». Ученый аргументирует свое мнение тем, что каждый налогоплательщик за свои отчисления практически не получает никаких благ. Это касается и образования, и здравоохранения. Сам ученый в шутку поговаривает, что существует «несколько Ноамов Хомских». «Один из них занят философией, второй – лингвистикой, а третий – политикой» - говорит Аврам Ноам Хомский.
Бизнес или образование
Ученый, видя опасность в приватизации образования, пишет: «Корпорация – это не благотворительное общество. Совет директоров корпорации имеет законные основания быть чудовищем, чудовищем с точки зрения этики. Его цель – максимально повысить прибыли акционеров и вкладчиков». Хомский Ноам отмечает, что когда сфера преподавания превращается в бизнес-структуру, то все это приводит лишь к увеличению прослойки бюрократов, а не к улучшению качества образования.
В университетах, будто бы они являются промышленными предприятиями, все больше возрастает количество менеджеров. Таким образом, в образовательных учреждениях используется дешевый учительский труд. При этом преподаватели вынуждены держаться за свое рабочее место и выполнять любые указания, которые им даются администрацией.
Сэкономленные же средства оказываются направленными на совершенно далекие от образовательного процесса цели. Хомский подчеркивает, что данная практика является общепринятой не только в образовании. Там, где правит бизнес, вся тяжесть труда перекладывается на плечи народа. Бизнесмен, по сути, «загребает жар» чужими руками.