Диалектика Сократа как искусство творческого диалога. Составляющие элементы. Диалоги Сократа

Каждый человек хотя бы один раз в своей жизни слышал о Сократе. Этот древнегреческий философ оставил яркий след не только в истории Эллады, но и во всей философии. Особо интересна для изучения диалектика Сократа как искусство творческого диалога. Этот метод стал основой всего учения древнегреческого философа. Наша статья посвящена Сократу и его учению, ставшему основой для дальнейшего развития философии как науки.

Сократ: гений и бессребреник

О великом философе сказано достаточно много, его личность в процессе развития философии и психологии упоминалась не единожды. Феномен Сократа рассматривался с разных сторон, а история его жизни обросла невероятными подробностями. Чтобы осознать, что понимал под термином "диалектика" Сократ и почему считал его единственно возможным способом познать истину и прийти к добродетели, необходимо немного узнать о жизни древнегреческого философа.

Сократ родился в пятом веке до нашей эры в семье скульптора и повитухи. Так как наследство отца, по закону, должен был получить старший брат философа, он с ранних лет не имел склонности к накоплению материальных благ и тратил все свободное время на самообразование. Сократ обладал отличными ораторскими способностями, умел читать и писать. Помимо этого, он изучал искусства и слушал лекции философов-софистов, пропагандирующих верховенство человеческого "я" над всеми правилами и нормами.

Несмотря на эксцентричный образ жизни городского нищего, Сократ был женат, имел несколько детей и слыл храбрейшим воином, принимавшим участие в Пелопоннесской войне. За всю свою жизнь философ не покидал Аттики и даже не мыслил своей жизни вне ее границ.

Сократ презирал материальные блага и всегда ходил босиком в уже видавшей виды одежде. Он не оставил после себя ни одного научного труда или сочинения, ведь философ считал, что знание нельзя преподавать и насаждать человеку. Душу необходимо подтолкнуть к поиску истины, а для этого как нельзя лучше подходят споры и конструктивные диалоги. Сократа довольно часто обвиняли в противоречивости его учения, но он всегда готов был вступить в дискуссию и выслушать мнение оппонента. Как ни странно, это оказывалось лучшим методом убеждения. Практически каждый, кто хотя бы единожды слышал о Сократе, называл его мудрецом.

Смерть великого философа тоже удивительно символична, она стала естественным продолжением его жизни и учения. После обвинения в том, что Сократ развращает умы молодежи новыми божествами, не являющимися богами Афин, философ был отдан под суд. Но он не стал дожидаться вынесения приговора и назначения наказания, а сам предложил казнь через принятие яда. Смерть в этом случае рассматривалась обвиняемым как избавление от земной суеты. Несмотря на то что друзья предлагали вызволить философа из тюрьмы, он отказался и стойко встретил свою смерть после принятой порции яда. Согласно некоторым источникам, в кубке была цикута.

Несколько штрихов к историческому портрету Сократа

О том, что греческий философ был незаурядной личностью, можно сделать вывод уже после одного описания его жизни. Но некоторые штрихи характеризуют Сократа особенно ярко:

  • он всегда поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался различными упражнениями и считал, что это лучший путь к здоровью ума;
  • философ придерживался определенной системы питания, которая исключала излишества, но одновременно давала организму все самое необходимое (историки считают, что именно это спасло его от эпидемии во время Пелопоннесской войны);
  • он плохо отзывался о письменных источниках - они, по мнению Сократа, ослабляли ум;
  • афинянин всегда был готов к дискуссии, а в поисках знаний мог пройти многие километры, вопрошая признанных мудрецов.

С середины девятнадцатого века, в момент наивысшего развития психологии, многие пытались дать характеристику Сократу и его деятельности с точки зрения темперамента и предрасположенностей. Но к единому мнению психотерапевты не пришли, а свою неудачу они списали на минимальное количество достоверной информации о "пациенте".

Как к нам пришло учение Сократа

Философия Сократа - диалектика - стала основой многих философских течений и направлений. Она сумела стать базой для современных ученых и ораторов, после смерти Сократа его последователи продолжали дело учителя, образовывая новые школы и трансформируя уже известные методики. Трудность в восприятии учения Сократа состоит в отсутствии его сочинений. Мы знаем о древнегреческом философе благодаря Платону, Аристотелю и Ксенофонту. Каждый из них считал делом чести написать несколько сочинений о самом Сократе и его учении. Несмотря на то что оно дошло до наших времен в самом подробном описании, не стоит забывать о том, что каждый автор привнес в изначальную трактовку свое отношение и нотку субъективности. Это легко заметить, сравнив тексты Платона и Ксенофонта. Они абсолютно по-разному описывают самого Сократа и его деятельность. Во многих ключевых моментах авторы кардинально расходятся во мнении, что существенно снижает достоверность изложенной в их трудах информации.

Философия Сократа: начало

Античная диалектика Сократа стала абсолютно новым и свежим веянием в устоявшихся философских традициях Древней Греции. Некоторые историки считают появление такого персонажа, как Сократ вполне естественным и ожидаемым. Согласно определенным законам развития мироздания, каждый герой появляется именно тогда, когда это наиболее необходимо. Ведь ни одно религиозное течение не возникло на пустом месте и не уходило в никуда. Оно, как зерно, падало на благодатную почву, в которой прорастало и давало плоды. Подобные аналогии можно проводить со всеми научными достижениями и изобретениями, ведь они появляются в самый необходимый для человечества момент, в некоторых случаях кардинально меняя дальнейшую историю всей цивилизации в целом.

То же самое можно сказать и о Сократе. В пятом веке до нашей эры искусство и наука развивались быстрыми темпами. Постоянно возникали новые философские течения, моментально обретавшие последователей. В Афинах было довольно популярным собираться и проводить конкурсы ораторского искусства или диалоги на острую тему, интересующую весь полис. Поэтому не удивительно, что на этой волне возникла диалектика Сократа. Историки утверждают, что, согласно текстам Платона, Сократ создал свое учение как противостояние популярной философии софистов, претившей сознанию и пониманию уроженца Афин.

Зарождение диалектики Сократа

Субъективная диалектика Сократа целиком и полностью противоречила учению софистов о преобладании человеческого "я" над всем общественным. Эта теория была очень популярна в Аттике и всячески развивалась греческими философами. Они утверждали, что личность не ограничивается никакими нормами, все ее действия исходят из желаний и способностей. К тому же философия того времени была полностью направлена на поиск тайн мироздания и божественной сущности. Ученые соревновались в красноречии, обсуждая создание мира, и стремились как можно больше проникнуться идеей равенства человека и богов. Софисты считали, что проникновение в высшие тайны даст человечеству огромную силу и сделает его частью чего-то необыкновенного. Ведь даже в своем нынешнем состоянии личность свободна и может опираться в поступках только на свои скрытые потребности.

Сократ же впервые обратил взгляд философов на человека. Он сумел перевести сферу интересов от божественного к личностному и простому. Познание человека становится самой верной дорогой к достижению знаний и добродетели, которые Сократ ставил на один уровень. Он считал, что тайны мироздания должны оставаться в сфере божественных интересов, а вот человек в первую очередь должен познавать мир через самого себя. И это должно было сделать из него доброжелательного члена общества, ибо только знания помогут отличить добро от зла и ложь от истины.

Этика и диалектика Сократа: кратко о главном

Основные идеи Сократа базировались на простых общечеловеческих ценностях. Он считал, что должен слегка подталкивать своих учеников к поискам истины. Ведь эти поиски и являются основной задачей философии. Это утверждение и представление науки в виде бесконечного пути стало абсолютно свежим веянием среди мудрецов Древней Греции. Сам философ считал себя некой "повивальной бабкой", которая путем несложных манипуляций позволяет родиться на свет абсолютно новому суждению и мышлению. Сократ не отрицал, что человеческая личность обладает огромным потенциалом, но утверждал, что большие знания и понятия о себе самом должны привести к появлению определенных правил поведения и рамок, превращающихся в совокупность этических норм.

То есть философия Сократа приводила человека на путь изысканий, когда каждое новое открытие и знание должно было вновь привести к вопросам. Но только этот путь мог обеспечить получение добродетели, выражавшейся в знании. Философ говорил, что имея представления о добре, человек не станет творить зло. Тем самым поставит себя в рамки, которые помогут ему существовать в обществе и приносить ему пользу. Этические нормы неотделимы от самопознания, они, по учению Сократа, вытекают друг из друга.

Но познание истины и ее рождение возможны только благодаря многогранному рассмотрению предмета. Диалоги Сократа на ту или иную тему служили инструментом для выяснения истины, ведь только в споре, где каждый оппонент аргументирует свою точку зрения, можно увидеть рождение знания. Диалектика предполагает дискуссию до полного выяснения истины, каждый аргумент получает контраргумент, и так продолжается до достижения конечной цели - получения знания.

Принципы диалектики

Составляющие элементы диалектики Сократа достаточно просты. Он пользовался ими на протяжении всей жизни и через них доносил истину до своих учеников и последователей. Их можно представить следующим образом:

1. "Познай самого себя"

Эта фраза стала основой философии Сократа. Он считал, что именно с нее необходимо начинать все изыскания, ведь познание мира доступно только Богу, а человеку предначертана иная судьба - он должен искать себя и познавать свои возможности. Философ считал, что именно от уровня самопознания каждого члена общества зависит культура и этика целой нации.

2. "Я знаю, что ничего не знаю"

Данный принцип существенно выделял Сократа среди иных философов и мудрецов. Каждый из них утверждал, что обладает высшей совокупностью знаний и поэтому может называть себя мудрецом. Сократ же шел по пути поиска, который не может быть закончен априори. Границы сознания личности могут раздвигаться до бесконечности, поэтому прозрение и новые знания становятся всего лишь ступенью на пути к новым вопросам и поискам.

Удивительно, но даже Дельфийский оракул считал Сократа мудрейшим. Существует легенда, которая гласит, что, узнав об этом, философ очень удивился и решил выяснить причину столь лестной характеристики. В итоге он опросил массу признанных самыми умными людей Аттики и пришел к удивительному выводу: его признали мудрым, потому что он не кичится своими знаниями. "Я знаю, что ничего не знаю" - это и есть наивысшая мудрость, ведь абсолютное знание доступно только Богу и не может быть дано человеку.

3. "Добродетель - это знание"

Данная идея весьма тяжело воспринималась в общественных кругах, но Сократ всегда мог аргументировать свои философские принципы. Он утверждал, что любой человек стремится делать только то, чего желает его сердце. А желает оно только красивого и прекрасного, поэтому понимание добродетели, которая и есть самое прекрасное, ведет к постоянной реализации этой идеи.

Можно сказать, что каждое из вышеперечисленных утверждений Сократа можно свести к трем китам:

  • самопознание;
  • философская скромность;
  • торжество знания и добродетели.

Диалектика Сократа представляется движением сознания к пониманию и достижению идеи. Во многих ситуациях конечная цель остается недостижимой, а вопрос - открытым.

Метод Сократа

Диалектика, созданная греческим философом, заключает в себе метод, позволяющий встать на путь самопознания и обретения истины. Он имеет несколько основных инструментов, которые и по сей день успешно используются философами различных течений:

1. Ирония

Без умения смеяться над собой невозможно прийти к пониманию идеи. Ведь, согласно Сократу, догматическая самоуверенность в своей правоте тормозит развитие мысли и не оставляет права на сомнение. Исходя из метода Сократа, Платон утверждал, что настоящая философия берет начало с удивления. Оно способно заставить человека сомневаться, а значит существенно продвинуться на пути самопознания. Диалектика Сократа, примененная в обычных разговорах с жителями Афин, часто приводила к тому, что даже самые уверенные в своих знаниях эллины начинали испытывать разочарование в себе прежнем. Можно сказать, что данная сторона метода Сократа идентична второму принципу диалектики.

2. Майевтика

Майевтикой можно назвать последнюю стадию иронии, на которой личность рождает истину и приближается к пониманию предмета. На практике это выглядит следующим образом:

  • человек избавляется от своей самонадеянности;
  • испытывает удивление и разочарование в своей неосведомленности и глупости;
  • подходит к пониманию необходимости поиска истины;
  • проходит путь ответа на вопросы, заданные Сократом;
  • каждый новый ответ рождает следующий вопрос;
  • после ряда вопросов (причем многие из них могут быть заданы в диалоге с самим собой) личность самостоятельно рождает истину.

Сократ утверждал, что философия - это непрерывный процесс, который просто не может превратиться в статичную величину. В этом случае можно прогнозировать "смерть" философа, который становится догматиком.

Майевтика неотделима от диалогов. Именно в них можно прийти к знаниям, причем Сократ приучал своих собеседников и последователей искать истину разными путями. Для этого одинаково хороши и важны вопросы и к другим людям, и к самому себе. В некоторых случаях именно вопрос, заданный себе, становится решающим и подводит к знанию.

3. Индукция

Отличительной чертой диалогов Сократа является то, что истина недостижима. Она является целью, но сама философия скрывается в движении к данной цели. Побуждение к поиску и есть диалектика в самом прямом ее проявлении. Понимание, по Сократу, - это не усвоение истины, как пищи, а лишь определение необходимого предмета и пути к нему. В дальнейшем человека ожидает только движение вперед, которое не должно прекращаться.

Диалектика: этапы развития

Диалектика Сократа стала первым и, можно сказать, стихийным этапом в развитии новой философской мысли. Она возникла в пятом веке до нашей эры и в дальнейшем продолжала активно развиваться. Исторические этапы диалектики Сократа некоторые философы ограничивают тремя главными вехами, но в реальности они представлены более сложным списком:

  • античная философия;
  • средневековая философия;
  • философия Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • немецкая классическая философия;
  • марксистская философия;
  • русская философия;
  • современная западная философия.

Данный список красноречиво доказывает, что это направление развивалось на протяжении всех исторических этапов, которые проходило человечество. Конечно, не в каждый из них диалектика Сократа получала серьезный толчок к развитию, но современная философия связывает с ней многие понятия и термины, появившиеся уже гораздо позже смерти древнегреческого философа.

Заключение

Вклад Сократа в развитие современной философской науки неоценим. Он создал новый научный метод поиска истины и обратил энергию человека внутрь самого себя, подарив ему возможность познать все грани своего "я" и убедиться в верности изречения: "Я знаю то, что ничего не знаю".

Комментарии