Катер самодельный: основные характеристики

Судомоделирование было популярно ещё в советские времена, юные умельцы тех времён соревновались друг с другом в том, кто найдёт детали лучше. Побеждали, само собой, друзья инженеров-практиков, радиолюбителей и телемастеров, которым были доступны самые различные комплектующие, зачастую в обход специализированных магазинов. Сейчас с появлением онлайн-рынков всякой всячины по разумным ценам из Поднебесной поиск деталей и комплектующих отошёл на второй план, и создание моделей более подчинено фантазии и мастерству автора.

Немного о создании моделей

Для первой попытки будет разумнее найти подробные чертежи и инструкции по созданию катера на радиоуправлении и придерживаться их, но для опытных мастеров судомоделирования больше будет актуальна проблема выбора прототипа или оригинального дизайна кузова, нежели поддержание плавучести и управление моделью. Существуют варианты быстрого создания водной игрушки из куска пенопласта и парочки контейнеров для еды. Вид таких изделий далёк от идеала, но характеристики вполне достойные. Нужно заранее определиться, какие цели преследует создание мини-катера, будет ли это развлечение для ребёнка на пару выходных, полноценная модель существующего судна для выставок, экземпляр для специальных соревнований или самодельный катер для прикормки рыбы и других задач. Исходя из поставленных перед изделием задач, нужно определить, какие параметры играют важную роль, а какими можно пренебречь ради более важных.

Учимся плавать

Главная характеристика для любого водного транспорта — плавучесть, достигается это качество двумя способами: использованием материалов, которые легче воды, или созданием защищённой от попаданий забортной воды ёмкости. Самодельный катер из фанеры может сочетать в себе оба способа поддержания плавсредства на воде. При создании подводных аппаратов расчёт плавучести и реализация управления ею станут для мастера одними из наиболее трудоёмких процессов. Для надводных аппаратов подробные расчёты и испытания не так важны, проверить плавучесть можно в ванной, пока катер самодельный находится ещё на стадии изготовления. Саму возможность аппарата держаться на плаву можно прикинуть «на глазок» при проектировании. Готовые схемы в каталогах являются проверенными и испытанными на практике, поэтому при сборке по шаблону можно довериться описанию.

Без кренов

Вместе с плавучестью катер самодельный должен отличаться устойчивостью на волнах и при движении. Самую основную роль в удержании положения играет форма корпуса. С целью повышения устойчивости формой корпуса может быть выбран плоскодонный вариант или очень устойчивый вариант использования катамарана — двойного корпуса. Для узких моделей подойдёт смещение центра тяжести ниже ватерлинии, с этой целью изготавливают массивный киль или помещают самые тяжёлые детали, вроде аккумулятора и мотора, в нижнюю часть днища. Во время движения обтекаемая симметричная форма судна также повышает устойчивость и позволяет сохранять направление движения при посторонних помехах вроде ветра и течения. Возможно применение дополнительных грузов для выравнивания крена.

Размер имеет значение

Не стоит обходить вниманием такую важную характеристику, как размер. Если для уменьшенных копий реальных судов размеры будут зависеть от деталей, то самодельный радиоуправляемый катер для водных соревнований должен иметь минимальные размеры в угоду обтекаемости и скорости. Для первых пробных изделий начинающих судомоделистов размер совершенно не важен, эти изделия ещё будут не раз модифицированы или полностью переделаны, если увлечение придётся по душе. Сложнее дело обстоит с рыбалкой, где размеры судна полностью зависят от поставленных задач. Учитывая открытые водоёмы, опасность быть атакованным рыбой и задачи перевозки груза по воде, рыбакам не стоит пренебрегать размерами и прочностью.

Защита от воды

Использование электроприводов в современных плавучих устройствах подразумевает хотя бы защиту от брызг. При использовании материалов легче воды в основе корпуса и расположении электрических устройств и соединений выше линии воды такой защиты может быть достаточно. Применять катер самодельный в дождливую погоду с металлическим корпусом или расположением мотора и проводов ниже ватерлинии можно, только убедившись в его полной герметичности. Нарушение этого правила может привести к выходу катера из строя прямо посреди водоёма, что, в свою очередь, может привести не просто к поломке, а к полной утрате плавучей игрушки.

Пропеллер, подводные лопасти или водомёт?

Выбор движущей силы также очень важен. Если для выставочных и декоративных моделей всё определяет реальный образец, то для остальных изделий выбор довольно велик. Аэродинамические модели подойдут для развлечения, к тому же нет необходимости в хорошей герметизации: все электрические и ходовые части конструкции можно расположить вне досягаемости воды. Для долговечных скоростных катеров больше подойдут гидродинамические системы. Водомётные двигатели обычно несколько дороже и сложнее в установке, поэтому большинство судомоделистов предпочитают классические двигатели с прямой передачей вращательного импульса на лопасти подводного винта. Такие системы требуют дополнительной гидроизоляции вала передачи, проходящего через корпус наружу непосредственно в воду.

Плавание — ерунда, главное — манёвры

Перефразировав известное выражение, мы подошли к одному из важнейших параметров водного транспорта — реализации возможности изменения траектории движения. Повороты для разных систем различаются не так уж сильно, например, управляемая лопасть на корме катера может служить рулём для большинства моделей. Для моделей достаточной ширины и корпусов катамаранного типа можно предусмотреть два двигателя с отдельным управлением, что позволит поворачивать, включая их по отдельности. Можно предусмотреть поворот основного винта, такой вариант легче всего установить на катер самодельный с аэродинамической системой.

А вместо сердца — пламенный мотор!

Параметры основного двигателя крайне важны при изготовлении любых катеров. Выставочные модели, радующие глаз, которые за всю их красивую и долгую жизнь могут быть спущены на воду всего лишь несколько раз, не стоит оснащать мощными двигателями с увеличенным ресурсом. Достаточно будет экономичных агрегатов средней и малой мощности, в конце концов, движение по воде — второстепенная задача для таких экспонатов личной коллекции. Другое дело - гоночные катера и помощники рыболова, где к выбору моторов нужно подходить гораздо серьёзнее. Гоночные самодельные катера, фото которых представлены в статье, имеют внушительные по мощности двигатели.

Элементы питания

Энергия ветра хороша для парусников, моторным же катерам требуется что-то понадёжнее. Учитывая управление посредством радиоволн и другие особенности, использование электрических батарей и аккумуляторов стало повсеместным правилом для плавучего транспорта такого размера. Ёмкость аккумуляторов может зависеть от цены, грузоподъёмности корпуса и мощности двигателей и прочего оборудования, установленного на самодельный катер на радиоуправлении. Не стоит забывать и о пульте управления, который тоже потребует отдельный источник питания. Установка солнечных батарей на палубе может существенно увеличить сроки использования катера до подзарядки, но такие источники питания сильно отразятся на общей цене изделия.

Дальность радиосвязи и другое

Этот параметр может быть ключевым для рыбаков и любителей открытых водных пространств. Для использования на небольших реках, малых озёрах, прудах и бассейнах вполне достаточно недорогих моделей радиоприёмников и передатчиков, некоторые можно позаимствовать из сломанных игрушек. Профессиональные рыбаки для своих катеров заказывают специальные микросхемы с хорошим запасом дальности, так как радиосвязь может быть ухудшена преградами и плохой погодой. Кроме всего вышеперечисленного, рыбаков может заинтересовать другое оборудование для таких катеров, например эхолоты или ночная подсветка. Более того, можно отказаться от пульта управления, снабдив катер GSM-модулем и управляя им со смартфона или планшетного компьютера. Современный рынок деталей и запчастей готов обеспечить всем необходимым самого требовательного и оригинального умельца.

Комментарии