Танцы Индии: история древнего искусства
Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.
Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.
Шива – бог-разрушитель и созидатель
Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.
Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – "Натьяшастру".
Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд "Натьяшастра" оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.
Храмовая культура Индии
Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.
Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.
Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.
В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.
Музыка как часть "Натьяшастры"
Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.
Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.
Трактат "Натьяшастра" подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.
В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.
Особенности индийского танцевального искусства
Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.
Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.
Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.
Народный фольклор
Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.
В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.
Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.
Вечная классика
Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.
Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате "Натьяшастра". Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.
К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.
Самые древние стили
Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.
Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.
Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.
Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.
Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.
Болливуд масала
Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.
Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.
Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.