В передней оси автомобилей Ульяновского производства (в частности, на «Патриоте») имеются шкворневые узлы и шарниры равных угловых скоростей, которые обеспечивают передачу крутящего момента на колеса в любом их положении. Чтобы узел работал исправно, нужно знать, как обслуживать и менять шкворень. УАЗ «Патриот» (фото узла смотрите в статье) тоже им оснащается. Итак, давайте рассмотрим, для чего нужен данный элемент и как его правильно заменить.
Характеристика
Что такое шкворень? УАЗ «Патриот» оснащается данным механизмом с завода.
Шкворень являет собой стержень с шарнирным соединением поворотного кулака и шаровой опоры. Располагается элемент в передней части автомобиля. Шкворень обеспечивает возможность управления колесами без разрыва подачи крутящего момента.Функции
Данный механизм выступает в роли оси, вокруг которой качается поворотный кулак. Также шкворень является соединительным компонентом, что объединяет шаровую и поворотный кулак в единый узел. Шкворень обеспечивает необходимую жесткость и воспринимает моменты сил от поворотного кулака.
Разновидности
Существует несколько типов данных механизмов:
- Заводской шкворень УАЗ «Патриот». Устройство элемента предполагает наличие пластиковых вкладышей со сферической опорой. Производитель выпускает облегчённые комплектующие, которые требуют регулировки зазоров. Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками производится по мере износа вкладышей. Стоимость заводских элементов составляет от 5 до 8 тысяч рублей за комплект. Ресурс составляет до 50 тысяч километров.
- Усиленные. Это шкворень УАЗ «Патриот» нового образца. Укомплектовывается бронзовыми вкладышами. Часто используется любителями бездорожья. Механизм выпускается в виде ремкомплекта. Кто выпускает такой шкворень? УАЗ «Патриот» может укомплектовываться элементами от компаний «Соллерс», «Ваксойл» и «Автогидравлика». Механизм идет с пометкой «для особо тяжелых нагрузок». В отличие от заводских пластиковых, бронзовый – более выносливый шкворень. УАЗ «Патриот» с таким элементом отлично выдерживает ударные и поворотные нагрузки. Отзывы говорят, что элемент имеет ресурс в 100 тысяч километров. При этом необходимо производить смазку каждые 20 тысяч. Усиленные шкворни можно приобрести за 8,5 тысячи рублей (цена за комплект).
- Подшипниковый. Является неплохим аналогом заводского. Шкворень УАЗ «Патриот» на подшипниках не требует постоянной настройки и имеет долгий срок службы. Стоимость такого механизма составляет 2 тысячи рублей за единицу.
Что выбрать?
Выбирая тот или иной тип запчасти, необходимо помнить, что каждый вид подходит для разных условий эксплуатации. К примеру, если вы ездите преимущественно по городу, вам нужно покупать подшипниковый шкворень. УАЗ «Патриот», оснащенный таким механизмом (с пластиковыми вставками), управляется очень легко. Если вы часто ездите в условиях отсутствия дорог, используйте элементы с бронзовыми вкладышами. Однако учтите, что первые 2 тысячи километров руль будет очень тугим. По истечении этого периода механизм окончательно приработается и будет готов к полноценной эксплуатации. Подшипниковые шкворни имеют усредненные характеристики на асфальтовой и грунтовой дороге. Отзывы советуют приобретать изделия от алтайской компании «Ваксойл». Она предлагает шкворни с углом кастора +8. Это существенно облегчает управление автомобилем.
Почему выходит из строя?
Данный механизм выходит из строя по причине разрушения обода чашек, что закрывает шарик. В определенный момент эта деталь попросту раскалывается. Как только деталь теряет свою форму и прочность, появляется люфт.
Определить неисправность можно по характерному стуку и скрипу механизма в передней части автомобиля. Также деталь выходит из строя из-за естественной усталости металла.Как заменить? Инструменты
Чтобы заменить шкворень на автомобиле УАЗ «Патриот», вам понадобятся следующие инструменты:
- Набор головок с трещоткой.
- Набор рожковых ключей.
- Смазочный шприц с солидолом или литолом.
- Молоток.
- Съемник.
- Комплект новых шкворней.
Важный момент – механизм меняется парно, даже если соседний элемент находится в исправном состоянии.
Инструкция
Итак, как самостоятельно заменить данный механизм? Вначале автомобиль устанавливается на смотровую яму или подъемник. Далее необходимо вывесить переднее колесо с неисправным шкворнем. Затем нужно добраться до сошки рулевой тяги. Гайки нужно открутить при помощи ключа «на 24». Также извлекается смазочный болт шкворневого узла.
На автомобилях УАЗ «Патриот» он расположен посредине (между болтами рулевой тяги). Теперь нам нужно извлечь верхнюю крышку шкворня. Чтобы выпрессовать ее, нужно использовать съемник. Болт инструмента вкручиваем в смазочное отверстие. Далее гайка съемника будет перемещаться вниз по ходу резьбы, тем самым вытягивая крышку шкворня вверх. Так мы ее извлечём из корпуса кулака. Нижнюю часть элемента выпрессовываем таким же образом. Далее извлекаем шар и тщательно очищаем поворотный кулак от грязи и пыли. Устанавливаем новый шкворневой узел. Важный момент – перед установкой механизм нужно обильно обработать смазкой. Это «Литол-24», либо солидол. Далее нижняя крышка устанавливается на место. Крепится она на болтах сошки рулевой тяги. Последняя тоже крепится на место, и ее гайки затягиваются, плотно вдавливая крышку в корпус. Далее устанавливается верхняя крышка. Она не сядет в корпус в полной мере. Поэтому нужно аккуратно постучать по ней молотком. Далее шкворневой узел «шприцуется» через специально отведенное отверстие. Затем в него вкручивается болт-пробка. После установки сошки рулевой тяги устанавливается на место колесо. Автомобиль снимается с домкрата. Аналогичную операцию производят с соседним шкворневым механизмом автомобиля УАЗ «Патриот».Дополнительные рекомендации
Производя замену данного механизма, старайтесь избежать перекоса верхней крышки при ее установке. Для этого ее лучше втягивать в корпус при помощи 4-х болтов, причем закручивать их крест-накрест.
Однако даже при правильной технологии установки возле крышки все равно останется небольшой зазор. Если сюда попадет вода, узел быстро выйдет из строя. Поэтому так важно обеспечить герметичность соединения. Для этого нужно установить несколько резиновых прокладок. Их можно изготовить самостоятельно, из велосипедной или автомобильной камеры. В процессе эксплуатации элемент «притрется» и надобность в прокладках отпадет – спустя 500 километров проверяем зазор, вынимаем резиновые элементы и полностью затягиваем болты. Крышка должна войти плотно, без зазоров.Почему нельзя сразу сильно затягивать новую деталь? Все очень просто – она может расколоться.
Поэтому ждем, пока деталь полностью приработается, используя те самые прокладки. Еще один момент – если вы устанавливаете усиленные шкворни с бронзовыми вкладышами, не забудьте их отрегулировать спустя тысячу километров. Обкатку следует производить в щадящем режиме. При условии правильного монтажа, элемент прослужит порядка ста тысяч километров.Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляют шкворни и как их самостоятельно заменить на автомобиле УАЗ «Патриот». Как видите, процедуру можно выполнить своими руками. Однако для этого нужен специальный съемник. Не забывайте и о зазорах (уплотняем их прокладками), которые впоследствии будут прирабатываться.