Развитие и тренировка мелкой моторики рук для детей: методы и советы родителям

Мелкая моторика играет важную роль в развитии ребенка. От того, насколько ловко ребенок может двигать пальцами и кистями рук, зависит формирование речи, внимания, памяти и других важных навыков. Давайте разберемся, как правильно развивать мелкую моторику у детей разных возрастов.

1. Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать

Мелкая моторика - это способность человека к мелким и точным движениям кистей рук, пальцев, а также ног. Это комплекс двигательных навыков, которые формируются в процессе развития мозга и нервной системы.

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов.

Развитие мелкой моторики тесно связано с формированием речи. В головном мозге зоны, отвечающие за движения пальцев рук и речевую функцию, располагаются очень близко.

  • Тонкие движения пальцев стимулируют соответствующие отделы мозга, активизируя тем самым речевые зоны.
  • Улучшается координация, увеличивается словарный запас.
  • Ребенок начинает четче и понятнее произносить звуки, слоги, слова.

Кроме речи, развитие мелкой моторики влияет на становление таких важных процессов как внимание, память, мышление, пространственное восприятие.

Почему же настолько важно целенаправленно развивать мелкую моторику в детстве?

  1. Подготовка руки к письму.
  2. Облегчение овладения навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков).
  3. Успешное выполнение учебной деятельности в школе.
  4. Повышение общего интеллектуального уровня.

Если же мелкая моторика развита недостаточно, то у ребенка могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы с артикуляцией, невнятная и смазанная речь.
  • Неготовность руки к письму, плохой почерк.
  • Неумение застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Трудности с использованием столовых приборов.
  • Недостаточно развитое воображение и логическое мышление.

2. Когда начинать развивать мелкую моторику

Начинать развитие мелкой моторики нужно как можно раньше, практически с рождения.

В первые месяцы жизни малыша можно массировать пальчики, слегка сгибать и разгибать, поощрять хватательные рефлексы. Тактильные ощущения стимулируют развитие соответствующих отделов мозга.

Примерно с 8-9 месяцев, когда ребенок начинает активно манипулировать предметами, тренировки мелкой моторики становятся более осознанными. Малышу можно предлагать простые игрушки разных форм, фактур, размеров, чтобы развивать осязание.

В возрасте 1-3 лет происходит бурное развитие мелкой моторики.

Ребенок осваивает захватывание мелких предметов, учится выполнять простые действия с игрушками (нанизывание бус, пирамидки, конструктор). Это самый подходящий возраст для активных тренировок с помощью пальчиковых игр, лепки, рисования.

3. Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей 1-3 лет

Для детей 1-3 лет подойдут следующие игры и занятия, развивающие мелкую моторику:

  • Пальчиковые игры и потешки («Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ой, ладушки, ладушки»).
  • Игры с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, крупами.
  • Лепка из пластилина, теста, глины.
  • Рисование карандашами, фломастерами, красками.
  • Игры с конструктором, пазлами.

Все эти занятия необходимо проводить под присмотром взрослого. Родителям следует помнить правила безопасности, чтобы ребенок не проглотил мелкие детали или не поранился.

Ключом к успеху станут регулярность тренировок и терпение. Не стоит заставлять малыша заниматься насильно, важно вызвать интерес и вовлечь его в процесс.

1 год - 3 месяца ребенок может складывать пирамидку из 2-3 колец
2 года способен нанизывать крупные бусины, выкладывать из кубиков простые постройки
3 года рисует каракули, лепит несложные фигурки, работает с мелким конструктором

Как видно из примеров, по мере развития мелкой моторики растут возможности ребенка в играх и творческих занятиях.

4. Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет

В возрасте 3-7 лет продолжается активное формирование и совершенствование навыков мелкой моторики.

Ребенок готовится к поступлению в школу, и важно максимально развить подвижность пальцев и точность движений руки, необходимые для письма.

Рекомендуемые игры и упражнения для детей 3-7 лет:

  • Штриховка, обводка по трафаретам - подготовка руки к письму.
  • Работа с ножницами, вырезание простых фигур.
  • Рисование по клеточкам, соединение точек.
  • Лепка мелких деталей (ушки у зайчика, перышки у птицы).
  • Бисероплетение, вышивание, плетение из ниток и шнуров.

В этом возрасте особенно полезна работа с мелкими деталями: мозаика, мелкий конструктор, мелкие пазлы (100-300 деталей), счетные палочки, бусины.

5. Как определить у ребенка ведущую руку

Определить ведущую руку можно по следующим признакам:

  • Какой рукой ребенок выполняет большинство действий (ест, рисует, берет игрушки).
  • Какая рука при хлопках оказывается сверху.
  • Какой рукой удобнее перекрестить пальцы.

Возраст, когда происходит закрепление ведущей руки, очень индивидуален - от 7-9 мес до 5-7 лет. Родителям не стоит пытаться повлиять на этот процесс и переучивать левшей.

6. Развитие мелкой моторики в школьном возрасте

Даже когда ребенок идет в школу, не стоит прекращать тренировки мелкой моторики. Ведь от этого зависит качество почерка, аккуратность выполнения заданий, усидчивость на уроках.

Для детей 7-10 лет рекомендуются такие занятия:

  • Пальчиковая гимнастика (хотя бы 5 минут в день).
  • Рисование, поделки из бисера, вышивание.
  • Конструирование из LEGO.
  • Игры с мелкими деталями.

Школьникам также полезно помогать по дому - перебирать крупы, сортировать, складывать одежду. Это развивает ловкость, координацию, внимание.

7. Какие игрушки и материалы нужны для развития мелкой моторики

Для эффективного развития мелкой моторики ребенку нужен доступ к разнообразным игрушкам и материалам. Рассмотрим основные из них.

  • Для младенцев: погремушки, мягкие игрушки из разных тканей, резиновые пищалки.
  • 1-3 года: пуговицы, шнуровки, детский пластилин, кубики, пирамидки.
  • 3-7 лет: мозаика, конструкторы, пазлы, ножницы с тупыми концами, бисер, бумага.

Помимо готовых развивающих игрушек, можно использовать подручные средства: природные материалы (каштаны, желуди, ракушки), крышки от бутылок, макароны, крупы.

Где купить

Специальные игрушки для развития моторики продаются в магазинах детских товаров, канцелярских магазинах, интернет-магазинах.

Сколько стоят

Цены варьируются в зависимости от материала, размера, количества деталей:

  • наборы для пальчиковой гимнастики - от 100 руб.
  • конструкторы - от 300 руб.
  • пазлы - от 150 руб. за набор

8. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей

  • Начинать занятия лучше с 8-12 месяцев.
  • Заниматься регулярно - ежедневно или через день.
  • Чередовать нагрузку на разные группы мышц кисти и пальцев.
  • Следить за правильностью выполнения упражнений.
  • Хвалить ребенка за старание и успехи.

Главное - заниматься с удовольствием и постепенно усложнять задачи!

9. Особенности развития мелкой моторики у мальчиков и девочек

Существуют некоторые гендерные различия в развитии двигательных навыков.

У мальчиков лучше развиты крупные мышцы, им проще бегать, лазить, метать предметы. Зато девочки обгоняют сверстников в точных движениях кистей и пальцев.

Причины:

  • особенности строения мозга
  • культурные стереотипы (мальчикам достаются конструкторы, девочкам - куклы)

Чтобы нивелировать различия, нужно предлагать и мальчикам, и девочкам разнообразные игры и занятия.

10. Развитие мелкой моторики у левшей

Основные особенности левшей:

  • Более медленное становление латерализации (выбор ведущей руки).
  • Трудности с почерком из-за неудобного положения руки.
  • Быстрая утомляемость в процессе письма и других точных действий.
Комментарии