Эмма Гольдман – политическая активистка, анархистка: биография, книги, пропаганда анархизма и феминизма
Эмма Гольдам признана бессменным главой ФБР Эдгардом Гувером «самой опасной женщиной Америки». Кто она? Почему ей дали прозвище Красная Эмма? И как она повлияла на убийство американского президента? Обо всем этом подробнее в статье.
Рождение
Эмма Гольдман была родом из России, точнее из Российской империи. Она родилась в Литве, в городе Ковно, 27 июня 1869 года. Сегодня этот город носит название Каунас. Ее родители считались мелкобуржуазными евреями, они содержали небольшую мельницу, которая служила источником их существования. Когда Эмме исполнилось 13 лет, семья переехала в Петербург.
В столице в это время кипела революционная жизнь: от рук двух террористов-бомбистов погиб император Александр II. Увлечение революционными идеями тогда считалось модным занятием у молодежи. Именно в эти годы подобными идеями «заразилась» Эмма.
Первая эмиграция в США
В 17 лет Эмма эмигрировала в США. В Рочестере (штат Нью-Йорк) стала работать на текстильной фабрике. В 1887 году она вышла замуж за рабочего и получила гражданство. Однако бунтарский дух дал о себе знать: девушка узнала о четырех повешенных анархистах, участвовавших в бунте в Чикаго, и сразу же решила присоединиться к анархическому движению.
Политические взгляды
До сих пор многих интересует один вопрос: что именно проповедовала Эмма Гольдман - анархизм, анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм, анархо-феминизм? Ответа на него нет. Эмма была одной из тех, кто искренне верил в светлые идеалы народовластия, демократии. Именно в анархизме, по ее мнению, проявляется свобода мысли, совести, слова. Ее угнетали жесткие рамки централизованного государства, которое призвано только порабощать, угнетать одни классы в угоду другим. Но отличительная черта «Красной Эммы» была в том, что она ни разу не призывала умереть ради «светлых идей будущего». Наоборот, она любила жизнь, любила веру в будущие перемены. Ее врагами становились те, для кого жизнь не была главной ценностью.
Была ли Эмма революционеркой?
До сих пор некоторые публицисты и журналисты задают вопрос: а была ли вообще Эмма революционеркой? Справедливо ли ее выгнали в 1917 году в Россию на старом грязном пароходе? Если внимательно проанализировать ее политические взгляды, то в этих вопросах нет ничего удивительного. Политическая активистка Эмма выходит за рамки привычного всеми образа революционера. Главное в нем – полностью погрузиться в идеи светлого будущего, в идеи революции. Он не должен иметь ни своих интересов, ни чувств, ни дел, ни привязанностей. Даже сны у революционера должны быть только о воплощении задуманных целей. Естественно, что он должен ни на секунду не сомневаться, стоит ли отдать свою жизнь за светлые идеалы будущего.
Эмма же была абсолютно другого мнения. Она уважала и боготворила теоретиков русской революции: Михаила Бакунина, Сергея Нечаева, Николая Огарёва. Однако Эмма не соглашалась с ними в мыслях тотального поглощения революционной идеей. Считала, что подобные помыслы ничем не отличаются от размышлений крупных банкиров с Уолл-Стрит, которые также полностью погружены в свое дело по извлечению прибыли. Зачем лишать себя секса, творчества, радости жизни ради революции? Разве не в построении светлого будущего заключается она? Тогда зачем жертвовать ими сейчас?
Эмма считала, что без радости человек превращается в биоробота, в бездумное животное, которое ведут на убой ради непонятных будущих целей. Ее друзьями становились те, кто так же, как и она, отказывались в самопожертвовании ради светлой жизни будущих поколений. Все это наталкивает на один закономерный вопрос: а была ли Эмма действительно революционеркой? Или она просто была представителем той группы людей, которые в будущем получат название «гражданское общество»?
Борьба Эммы
Эмма Гольдман боролась не за абстрактные идеи «построения светлого будущего», а за вполне понятные и обычные вещи, которые считались в кругах американских революционеров-анархистов незначительными, пустяковыми: за сексуальную свободу, реформу института брака, отказ от призыва в армию и др.
Американские власти не считали пропаганду отказа от призыва в армию «пустяковой»: в 1917 году шла Первая мировая война. США помогали союзникам не только материальной и технической поддержкой, но и отправляли на фронт своих солдат. Рядовые американцы не желали уходить на войну, идеи дезертирства и саботирования призыва находили практическое применение. Поэтому деятельность Эммы в этот период времени сочли опасной. В 1917 году ее и многих других анархистов отправили в Россию, где на тот момент уже совершилась Великая Октябрьская революция.
Уплывая из США на пароходе и взирая издалека на Статую Свободы, Эмма скажет: «И эта страна гордится свободой слова, независимостью взглядов, а меня депортируют именно за это».
Приезд в Россию
Дорога в нашу страну воодушевляла Эмму. Она считала Советскую Россию передовой страной, которая должна показать миру пример. Еще бы, если такая мощная Российская империя рухнула под ударами революционных сил, то остальные страны уж тем более не устоят. Знала ли Эмма истинное положение дел в Советской России, плывя на пароходе? Неизвестно. К этому времени Ленин и большевики уже давно обособились от всех революционных сил, захватили власть, отправили в тюрьму многих анархистов и социал-революционеров. Уже началась «охота» за соратниками по партии из меньшевистского крыла.
Встреча с Лениным
Эмма Гольдман встречалась со многими революционерами в нашей стране. Побывала в гостях даже у анархиста Нестора Махно, но особо ей запомнилась встреча с В. И. Лениным. Она полностью изменила отношение Красной Эммы к русской революции. Эмма и Владимир Ильич друг другу не понравились. Вождь русской революции и вовсе не вспоминал о ней, а «самая опасная женщина Америки» вспоминала о ней редко, но с негативным оттенком. Эмма считала, что революция подарила миру пример народовластия, свободы слова, вероисповедования и др. Однако слова Ленина полностью изменили это представление: Владимир Ильич при встрече заявил, что всё это лишь буржуазные предрассудки.
Фактически вождь большевиков прямо заявил, что кровавые события в нашей стране не только не улучшили положение всех трудящихся, но и, наоборот, только ухудшили. Страх и террор – вот главные идеалы новой жизни. Естественно, что Эмма не могла этого поддержать. Позже она напишет о Ленине, что «он знает, как играть на слабых сторонах людей лестью, наградами, медалями. Я осталась убеждённой, что после достижения своих планов он мог избавиться от них». Она откровенно разочаровалось и в Ленине, и в идеалах русской революции.
Депортация обратно
В 1921 году произошла парадоксальная вещь: Эмму отправили пароходом туда, откуда ее ранее депортировали – в Соединенные Штаты Америки. Причина все та же: она отказывалась молчать.
В 1924 году вышла ее книга «Мое разочарование в России». Она доказывает, насколько эта женщина была искренней, что говорила только правду, не была политически ангажирована. Ее никто не мог упрекнуть в продажности, защите чьих-либо интересов. Действительно, сначала в США была пропаганда анархизма. После депортации в Россию она не стала бороться с «загнивающим Западом». Наоборот, видя еще худшее положение людей в России после революции, она начала отстаивать демократические принципы Запада, за что ее и выслали обратно.
Появление книги «Мое разочарование в России» оттолкнуло от нее многих друзей, придерживающихся левых взглядов. Эмме было все равно. Главное, считала она, – говорить людям правду, то, во что действительно веришь. Обманывать себя и других ради сиюминутных преференций было не в ее стиле.
Убийство Мак-Кинли
Современники Эммы считали ее косвенно причастной к убийству американского президента. Однако в этой истории много нестыковок.
25-й президент США Уильям Мак-Кинли умер 14 сентября 1901 года. Официальная версия такова: первое лицо государства не смогло справиться с последствиями покушения. 5 сентября 1901 года, «наслушавшись пламенных речей Эммы Гольдман», рьяный анархист Леон Франк Чолгош выстрелил два раза в президента на панамериканской выставке в Буффало.
Странное стечение обстоятельств
В убийстве американского президента в 1901 году не все так однозначно.
Во-первых, вызывает недоумение деятельность охраны. Сначала сотрудники заявляли о том, что не замечали никаких подозрительных людей. Затем показания изменились: за Чолгошом стоял огромного роста чернокожий официант, который и показался им опасным. Тогда почему они не заметили пистолет в руках анархиста рядом с ним? К слову сказать, именно этот официант обезвредил Чолгоша ударом по голове кулаком после второго выстрела.
Во-вторых, вызывают недоумение дальнейшие события. Президент не умер сразу. Кроме того, друзья и родственники утверждали, что он будет жить, идет на поправку. 13 сентября 1901 года пресса во всеуслышание трубила о том, что Мак-Кинли начал питаться твердой пищей, скоро он поправится, а 14 сентября президент неожиданно умер.
После его смерти исполняющим обязанности президента стал Теодор Рузвельт, который ни на шаг не отходил от больного президента. Чуть позже он сам станет первым лицом государства.
Последняя политическая активность Эммы
Так кто же такая Эмма Гольдман? Биография этой женщины дает потомкам понять, что она – живой пример непоколебимости взглядов, суждений. Все люди с годами меняют свое отношение к некоторым вещам, высказываниям, считая это минутной слабостью, юношеским максимализмом и др. Эмма же ни на минуту не переставала верить своим идеалам даже тогда, когда разочаровалась в русской революции. Последние свои годы она также посвятила себя политической борьбе: в 1936 году поехала в Испанию, чтобы поддержать испанских анархистов в Гражданской войне на стороне республиканского правительства.
Больше живой она не вернется на свою вторую Родину. 14 мая 1940 года Эмма умрет от кровоизлияния в мозг. Ее разрешат похоронить рядом с расстрелянными анархистами в Чикаго, из-за которых и началась ее борьба за идеальное общество.