Анархо-индивидуализм: символика, основные идеи, известные представители
В статье поговорим об анархо-индивидуализме. Что это за течение, когда оно возникло, какие особенности имеет. Также мы рассмотрим самых ярких его представителей и поговорим об основных идеях этого течения.
О чем идет речь?
Для начала разберемся с новым понятием. Анархизм представляет собой обширное общественно-политическое течение, которое пропагандирует идеи анархии. Это означает полное безвластие и отсутствие контроля. Анархо-индивидуализм – это ветка анархизма, которая преследует цель установления полной анархии, то есть безвластия, в котором не будет места какой-либо иерархии или принуждению. Базовый принцип этого направления заключается в том, что человек сам может свободно собой распоряжаться, как ему захочется.
Анархо-индивидуализм является традиционным ответвлением анархии, в котором речь идет о человеке и его воле как о приоритетном факторе перед любыми внешними обстоятельствами, то есть перед традициями, обществом, идеологией и т. д. Данное течение не является отдельной и единой дисциплиной, но оно входит в состав индивидуалистической философии. Стоит добавить, что иногда её базовые принципы противоречат друг другу.
Основоположники
Мы уже знаем, что такое анархизм, но как развивалась именно индивидуалистическая его ветка? На становление основных идей повлияли труды Уильяма Годвина, Г. Спенсера, П. Прудона, Л. Спунера. Постепенно течение распространилось на Европу и США. Спунер позже развивал идеи в Америке, где особенно уделял внимание экономической стороне. Его мысли послужили тому, что течение вышло за рамки простого отрицания государства и дало возможность задуматься о полной свободе личности.
Торо
Также стоит отметить Генри Торо и его труд «Трансцендентализм». Мужчина был писателем, мыслителем, натуралистом, аболиционистом и общественным деятелем из Америки. Торо обучался в Гарвардском университете. Сразу после его окончания он очень увлёкся идеями трансцендентализма. Некоторое время мужчина отдаленно жил на берегу Уолденского пруда в хижине, которую построил собственными руками. Также он сам добывал всё необходимое для жизни, не пользуясь благами цивилизации. Свой эксперимент одиночества он подробно писал в книге «Уолден, или Жизнь в лесу». После возращения к активной жизни писатель отказался платить налоги Америки как знак протеста против политики в Мексике. Из-за этого его на некоторое время посадили в тюрьму. Мужчина рьяно отстаивал права негров в обществе. Эссе под названием «О долге гражданского неповиновения» оказало значительное влияние на творчество М. Ганди, Л. Толстого и М. Кинга. Создал в Бостоне кружок, который занимался вопросами негров. Дружил с А. Олкоттом и Р. Эмерсоном. Одним из первых в своей стране поддержал эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Написал несколько книг, увековечен в памятнике возле Уолдена. Генри Торо на личном примере показал, как надо прожить жизнь, чтобы она не была «под диктовку».
Штирнер
Ещё одним основоположником данного направления является Макс Штирнер – немецкий философ, который положил начало таким направлениям, как постмодернизм, нигилизм, экзистенциализм. Главным трудом является книга «Единственный и его собственность».
Макс Штирнер обучался в Берлинском университете, на факультете философии. Много болел, поэтому в сумме провел в стенах учебного заведения около 8 лет. После этого занялся преподаванием, увлекся Гегелем. Удачно женился, поэтому смог оставить труд преподавателя и полностью посвятить себя философии. Его противником по взглядам стал Л. Фейербах, с которым они учились в одном университете. Печатал труды, привлекал внимание других философов. В революции 1848 года не принимал никакого участия. Вскоре стал беден, иногда сидел в тюрьме из-за долгов.
Идеи Штирнера в анархо-индивидуализме
Мужчина сформировал понятие абсолютного «я», которое понимает свою неповторимость и реальность. Личность для него – центр Вселенной. Исходя из этого, философ полностью отрицает любые понятие о долге, обязанностях и т. д. Он считает, что дела человека не должны быть ни добрыми, ни злыми, ни Божескими, ни дьявольскими. Все эти понятия очень субъективны и имеют для каждого человека отдельное значение. Что касается любви, то и здесь Штирнер непреклонен. Это чувство прекрасно только тогда, когда оно приносит радость, но если оно к чему-то обязывает, то вызывает отстранение. Исследователь полностью отрицает такие понятия, как государство и общество. Он доказывает, что эти искусственно созданные системы являются лишь умелым механизмом управления массами в интересах отдельных личностей.
Главные черты учения Штирнера, которые являются основными идеями анархо-индивидуализма, – это отрицание нравственности и полная анархия. Последнее понятие он делит на два типа. Первый, когда человек желает анархии для достижения собственной свободы. Второй тип подразумевает враждебный настрой к общественному строю. Идеи анархо-индивидуализма строятся вокруг первого типа анархии.
Современное положение
Что касается современных последователей этого течения, то надо отметить, что они видят общество бесконфликтным. Оно ориентировано на человека и его потребности. Люди должны блюсти свои интересы, но уметь договориться ради получения взаимной выгоды без участия каких-либо государственных органов.
Основные положения:
- Перед последователем этого течения стоит цель сделать желанный мир реальностью, а не превратить его в утопию.
- Никто не должен зависеть от общества.
- Любая теоретическая информация, рассказывающая о том, как люди должны совместно работать, должна иметь под собой практическую основу.
Общие черты
Отдельных течений индивидуалистического анархизма довольно много, но отличаются они совсем незначительно. Рассмотрим подробнее основные моменты:
- Все внимание уделяется личности и её верховенству над любыми социальными и внешними обстоятельствами, моралью, устоями, идеологией, идеями и т. д. Человек не должен зависеть от желаний другого человека.
- Отрицание идеи революции либо частичное её принятие. Вместо революции последователи этого течения прибегают к эволюционным методам распространения анархии. Это эксперименты, просвещение, образование. Такое понимание исходит из того, что отдельная личность не должна ждать глобальных перемен или смены социальной смены, она должна уметь творить свою систему.
- Отношения с другими людьми могут быть как необходимыми, так и временными. Всё зависит от потребностей личности в конкретный период времени. Подчеркивается личный опыт и самостоятельность. Приветствуется эгоизм.
Отличия
Надо понимать, что анархо-индивидуализм и вседозволенность – это не одно и то же. Настоящая анархия строится на том, что каждый человек понимает важность собственных интересов, а поэтому не создает своими поступками негативной вседозволенности.
Основные различия касаются экономических отношений. Некоторые последователи считают, что собственность и рынок – лишние элементы, которых в анархическом обществе быть не должно. Другие же, наоборот, акцентирует внимание на важности рынка и собственности как на возможности реализовывать собственный интерес.
В начале прошлого века в Европе действовал крупный печатный орган, который издавал журнал «Анархия» под руководством Альберат Либертада. В России в это время яркими примерами анархического течения стали Лев Черный и Алексей Боровой.
Символика
Символика последователей этого течения не очень разнообразна, но стоит о ней рассказать. Как выглядит анархо-индивидуализм? Флаг представляет собой прямоугольник, поделённый диагональю. Верхняя его часть полностью жёлтая, а нижняя – черная. О том, почему был выбран именно такой флаг, информации не сохранилось.
Известные анархо-индивидуалисты
Что касается популярных личностей, то надо отметить Эмиля Арманда – французского писателя и философа. Он также прославился как пропагандист нудизма – опять же, заметно влияние анархического индивидуализма. В молодости вдохновился христианским гуманизмом, но позже стал последователем христианского анархизма. Попал под влияние Б. Такера, У. Уитамана Р. Эмерсона. Из-за этого чуть позже стал убеждённым коммунистическим анархистом. Новый виток случился после знакомства с трудами Штирнера и Ницше, после чего Арманд стал воспевать идеи анархизма. Рассмотрел это понятие с собственной точки зрения, но очень толково в книге «Наши требования как анархистов-индивидуалистов», написанной в 1945 году.
Уолтер Блок – современный последователь течения, который также является экономистом австрийской школы. Активно выступает в защиту добровольных рабских контрактов, считая, что это дело каждого человека.
Уже упоминаемый ранее Алесей Боровой является русским философом, экономистом, юристом и журналистом. Обучаясь на юриста, посещал вернисажи, обучался игре на фортепиано. После работал доцентом в Московском университете. Путешествовал по Европе. Приехал в Францию марксистом, а уехал – анархистом.
Бенджамин Такер
Эту личность стоит рассмотреть отдельно, так как она сильно повлияла на идеи анархизма. Бенджамин Такер считается крупнейшим идеологом обсуждаемого направления анархии в США. Одним из первых стал на защиту прав женщин и чувств верующих. Руководствовался в основном идеями Прудона. Был редактором и издателем журнала «Либерти». Самая популярная его книга – «Вместо книги». Сначала исповедовал идеи естественного права, согласно которым человек мог по своей воле распоряжаться плодами своего труда. Ознакомившись с трудами Штринера принял позицию эгоизма, которая утверждала, что в обществе важна только сила, поэтому очень важно научиться договариваться. Высказывал смыли о замене государства на частные институты, которые были бы неким гарантом безопасности и стабильности даже в условиях анархии. Позже эти идеи были подхвачены анархо-капиталистами.
Подводя итоги статьи, скажем о том, что данное направление анархии очень интересно с теоретической точки зрения. Конечно, на данный момент последователей течения очень мало, они разбросаны по миру, поэтому никакого развития не происходит. Несмотря на это, труды выдающихся предстателей таких идей достойны внимания, так как в них есть рациональное зерно. Каждый человек действительно живет в немного вымышленном мире, где руководствуется абсолютно субъективными понятиями и действует исходя из решений, основанных на личном переживании. Крайностью является отрицание государства, хотя его цели расписаны очень логично. Ведь действительно, по сути вся система государственного управления является ловким механизмом, который, конечно, не только управляет, но и дает множественные гарантии, защищает и развивает свой народ.
Вот мы и разобрались, что такое анархизм. Отдельное его течение, рассмотренное нами, является одним из самых интересных.
И это очень удручает.