Сочинение-рассуждение на тему "Самовоспитание": план и рекомендации

Школа считается одним из лучших времен в жизни. И это не удивительно – ведь именно здесь ребенок растет и становится взрослым.

Школьная пора полна различных моментов – как печальных, так и веселых. В отдельную категорию стоит отнести выполнение различных работ, которые задают в школе. Одним из самых распространенных заданий является написание сочинений.

Это непростая задача для ребенка или подростка в любом классе. Потому мы постараемся разобрать принципы написания работы, используя сочинение-рассуждение на тему самовоспитания.

Создаем условия работы

Поскольку выбранная нами тема достаточно философская, то ученику не потребуется какой-либо специальной литературы или узких знаний по теме. Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», достаточно лишь уметь рассуждать и грамотно излагать свои мысли.

Кроме того, чтобы работа получилась более наполненной, можно воспользоваться цитатами различных философов, драматургов и литераторов на данную тему. Также если данная тема выбрана в качестве работы для ОГЭ, то ребенку потребуется приводить аргументацию своих слов, а для этого необходимо знать произведения, в которых затрагивается тема самовоспитания.

Такими произведениями могут являться «Обломов» Гончарова, «Война и Мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова и т. д.

Пишем план работы для 5-8 класса

Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание», план необходимо составить заранее. Он может состоять из различных пунктов. Если сочинение пишется ребенком 5-8 класса, то оно может иметь достаточно простую структуру:

  1. Вступление. Этой части мы уделяем примерно 2-4 предложения, в которых задаем основную мысль текста. К примеру: «Самовоспитание – это неотъемлемая часть взросления ребенка, становления его личности. Самовоспитание необходимо для того, чтобы не совершать ошибок под воздействием окружающих факторов».
  2. Основная часть. Кульминация текста является самой объемной, и здесь задачей ребенка является максимальное раскрытие темы. «Каждый занимается самовоспитанием по-разному. Кто-то составляет себе распорядок дня и четко следует ему, кто-то борется со своими фобиями и страхами, а кто-то просто стремится не совершать ошибок и не идти на сомнительные соблазны».
  3. Заключение. Данная часть по объему равняется вступлению. Здесь ученик подводит заключение своим словам и делает вывод. «Я считаю, что каждый должен заниматься самовоспитанием. Ведь если не делать этого, в мире будет полнейший хаос».

Но такую простую структуру имеют сочинения только в начальных и средних классах. Для старшеклассников задача стоит несколько иначе.

9 класс

В 9 классе чаще всего пишут сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». ОГЭ – экзамен, который ждет каждого девятиклассника, потому ученик должен уметь писать сочинение согласно всем критериям ОГЭ.

В данном случае изменения заключаются лишь в необходимости приведения 2 аргументов из текста или литературы. Как тогда будет выглядеть план?

  1. Вступление. Здесь ребенок выражает основную мысль текста, по которой он пишет сочинение.
  2. Основная часть. Здесь присутствует личное мнение самого ученика, а также те самые 2 аргумента, которые будут подтверждать слова экзаменуемого.
  3. Заключение остается таким же – это завершение мыслей и самого сочинения.

10-11 класс

А вот старшеклассникам написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» будет намного сложнее, поскольку критериев оценивания в данном случае значительно меньше.

  1. Для начала ученику необходимо написать краткое вступление по теме. Далее следует определение проблемы текста. Экзаменуемому необходимо выделить основную мысль и проблематику текста и выразить ее своими словами.
  2. Следующий этап – комментарий к проблеме. Ученик должен теоретически объяснить проблему и максимально описать ее.
  3. Мнение автора. Этот пункт является достаточно простым, потому что ученику необходимо лишь пересказать позицию автора текста.
  4. Личная позиция – в этом пункте ребенок должен выразить свое отношение к проблеме.
  5. Далее идет аргументация – ученик приводит 2 примера, один из которых обязательно должен быть взят из литературы. Второй пример может быть написан по собственному опыту, из истории или СМИ.
  6. Заключение.

Вот по такому плану необходимо писать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Особенности такой работы заключаются в том, что в отличие от планов средних и младших классов, структуре надо следовать четко и не отклоняться от нее.

Давайте разберем несколько пунктов отдельно.

Вступление, проблема и комментарий

Поскольку само вступление и проблематика достаточно близки по смыслу друг к другу, то одно может переходить в другое.

«Что такое воспитание в жизни человека? Достаточно ли того, что в нас закладывают родители? Я думаю, что нет. Существует такая вещь, как самовоспитание, и стать Человеком с большой буквы без этого нельзя. Самовоспитание – непростая задача в жизни каждого человека. В наши дни нравственность общества в целом значительно упала по сравнению с прошлыми десятилетиями, и это является серьезной проблемой для всего человечества».

Вот так просто в 2 предложениях удалось раскрыть три пункта сочинения.

Мнение автора и личная позиция

Сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» требует не только изложения мнения автора, но и подразумевает высказывание личной позиции самого ученика.

Поскольку с мнением автора все более-менее понятно, обратимся сразу к личному мнению. Что необходимо здесь писать?

Можно пойти достаточно простым путем – опровергнуть мнение автора или согласиться с ним. Если экзаменуемый сможет подобрать верные аргументы и к той, и к другой точке зрения, то он может выбрать любую из них.

Также ученик может пойти другим путем и высказать собственное мнение, которое не является полным согласием с позицией автора, но и не будет являться противопоставлением ей.

Аргументы и заключение

Для того чтобы написать сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание» с аргументами, необходимо хорошо знать произведения русской литературы. Потому предшествующий этому пункт так сильно зависит от аргументации. Если вы решились опровергнуть точку зрения автора, то должны уметь грамотно привести аргументы из литературы. К примеру:

«Я считаю самовоспитание неотъемлемой частью становления человека как индивидуальности. Отрицательным примером тому может являться Обломов из одноименного произведения Гончарова. Обломов – полностью безвольный человек, он может сутками лежать на кушетке и ничего не делать, не иметь своего мнения вовсе и даже не пытаться стать чуточку образованнее. Это самый настоящий пример отсутствия самовоспитания».

Вот таким образом пишется сочинение-рассуждение на тему «Самовоспитание». Самое главное в этой работе – составить правильный план работы и стараться максимально следовать ему, тогда все обязательно получится.

Комментарии