Функции управления персоналом - прямой источник повышения прибыли всего предприятия.
В данной статье будут рассмотрены цели и функции управления персоналом. Существует несколько совершенно противоположных методов их определения, но все они довольно дорогостоящи и индивидуальны для каждого предприятия, поэтому ограничимся рассмотрением приведённых в литературе обобщённых примеров.
Итак, для ясности, персонал – это абсолютно весь штатный состав работников предприятия, выполняющих различные функции на производстве. В наше время персонал (кадры) рассматривают как основное богатство любой организации.
Управление персоналом – одна из экономических наук, зародившаяся в США в конце девятнадцатого века. Ранее она развивалась, как часть других наук (психологии, социологии, конфликтологии и т.д.). Её база – управление трудовыми процессами.
Для начала рассмотрим цели, в которых производится управления персоналом. Они подразделяются на четыре большие категории, или блока. Это социальные, экономические, производственно-коммерческие и научно-технические цели. Содержание каждой категории можно выразить таким образом:
Экономическая цель – получить прибыли от реализации товара или услуги, причём, рассчитанной величины.Социальная – удовлетворить в высшей мере социальные потребности работников, возникающие в условиях работы.Производственно-коммерческая - реализовать товар или услугу в заданном объёме с заданной периодичностью.Научно-техническая – совершенствовать производительность труда и качества изготовляемого товара или оказываемой услуги за счёт научно-технических разработок.
Приведённое выше деление целей на категории представляет первый (низший) уровень организации, на следующем (среднем) уровне необходимо выделить целевое обеспечение такого понятия, как функции управления персоналом. Их существует великое множество (более тридцати), но лишь немногие отличаются друг от друга значительно, а не одним-двумя нюансами. Выполнив анализ тематической литературы, можно из всего этого множества выделить основные функции управления персоналом. Это планирование персонала (в т.ч. стратегическое), организация (персонала, расходов, и т.д.), регулирование (т.е. координация действий персонала), учёт (регистрация), контроль (получение информации о результатах), стимулирование (распределение доходов).
Все эти функции управления персоналом можно рассмотреть подробнее и тщательно расписать, однако стоит взглянуть на название каждой из функций, и становится понятным, для чего она необходима, какую смысловую нагрузку несёт.
Лучше обратим внимание не на основные функции управления персоналом, а на второстепенные, прилегающие к ним. Разберёмся, за что отвечают они.
Определение способов рекрутирования работников – где найти необходимые кадры и как привлечь их на предприятие.Мотивация персонала – побудить кадры к добросовестному труду, проявлению инициативы.
Организация рабочего места – по максимуму использовать потенциал сотрудников.Управление информацией – налаживание передачи необходимой и гашения вредной информации.Управление конфликтами – создания благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.Обеспечение репутации фирмы – гарантия хорошего восприятия клиентами.
Конечно, перечисленные функции управления персоналом не исчерпали всего перечня, но, надеюсь, дали Вам хотя бы начальное представление о том, что такое управление персоналом как вид управленческой деятельности и каково его содержание.Экономическая целесообразность внедрения функции управления персоналом очевидна, так как резко повышает общий коэффициент полезного действия предприятия, а это - увеличение прибыли.
Главное, что нужно запомнить – фирма не имеет шанса на гармоничное развитие, если руководитель ничего не знает про цели и функции управления персоналом.