Россия в системе международных отношений, политических и экономических
Современная Россия в системе международных отношений сталкивается со многими проблемами. Почти все они унаследованы из советского прошлого. Проблемы касаются всех сфер международных отношений: политической, экономической, культурной и др. В статье мы постараемся разобраться в том, какие позиции занимает Россия в системе современных международных отношений. Начнём с первых дней появления нового государства – Российской Федерации.
Предпосылки распада СССР
Россия в системе международных политических отношений стала развиваться после того, как распался Советский Союз на отдельные независимые республики. По своему масштабу это событие стало настоящей геополитической катастрофой XX века. Хочется отметить, что к 80-м годам ХХ века коммунистическая идеология уже утратила былую привлекательность для большей части советского населения. В мире это произошло намного раньше. Так, в 60-70-е гг. прошлого столетия прокатилась волна антикоммунистических выступлений в странах Варшавского договора. Ошибочно утверждать, что в них был задействован американский госдеп. Советские службы разведки и контрразведки умело выявляли всех агентов Запада, умели оградить и своих граждан, и граждан стран-союзников по социалистическому лагерю от их идеологического влияния. Люди сами стали разочаровываться в идеологии советских режимов. Главная причина заключалась в отставании СССР от Запада на решающих направлениях научно-технической революции, которое уже невозможно было скрыть. Также ошибочно утверждать, что наши граждане «продались за джинсы и жвачку» капитализму, как любят это делать патриоты, ностальгирующие по советскому прошлому. Качество жизни европейцев, действительно, было намного лучше граждан, «победивших фашизм».
«Мина замедленного действия»
Россия в системе современных международных отношений получила новый правовой статус 12 июня 1990 года. В этот день Верховный Совет РСФСР провозгласил суверенитет по отношению к СССР.
Трагедия в этом для нас заключается в том, что фактически мы первые вышли из страны, которую так долго собирали наши предки. СССР образовался только в 20-е годы ХХ века. Однако это произошло благодаря тому, что почти все республики, вошедшие в СССР (кроме Польши, Прибалтики и Финляндии), внутренне были готовы к новому объединению, так как сохраняли культурные и хозяйственные связи между собой после распада единой империи. Ленин и Троцкий совершили главную геополитическую ошибку: они разделили страну по национальному принципу, что неминуемо должно было привести к национальному шовинизму и сепаратизму в будущем. Напомним, что И. В. Сталин был противником подобного объединения, а президент В. В. Путин назвал этот процесс «заложением мины замедленного действия», которая и «рванула» после краха социалистической идеологии в конце ХХ века.
Новый политический статус: Россия – правопреемница СССР
Итак, наша страна начала свою новую историю после 1990 года. С этого момента и нужно рассматривать тему «Россия в системе международных отношений». После распада СССР мы оказались перед необходимостью геополитического самоопределения, которое влияет на позиционирование в геополитическом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектор внешней политики, экономическую модель развития и др. Новое государство – Российская Федерация – провозгласило себя «партнером» и «другом» Запада, демократической страной, которая будет «уважать и признавать все правительства и существующие режимы» в мире. Однако сохранили мы и традиции советского прошлого:
- Позиционирование себя как многонационального и многокультурного государства. Россия впервые за всю свою историю могла сложиться как нация-государство. Процент русских в новом государстве составляет около 80 %, а в некоторых регионах и до 99 % от числа жителей. Это больше, чем было в остальных «национальных республиках» бывшего СССР на момент распада. Многие другие нации-государства не могут похвастаться таким процентом титульной нации от числа жителей. Однако мы сознательно отказались от этого статуса, отдавая дань имперскому и советскому прошлому. Не случайно первый президент – Б. Н. Ельцин - начинал все свои обращения к народу фразой: «Дорогие, россияне» - это подчеркивало статус гражданства, а не нации. К слову сказать, термин «россиянин» так и не прижился в нашем обществе, уступив место «гражданину России».
- Статус постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Он достался нашей стране потому, что Россия объявила себя правопреемницей СССР.
Последнее обстоятельство дает нам значительные рычаги влияния на международной арене. Подробнее в этом разберемся далее.
Совет Безопасности ООН – инструмент влияния на международную политику
Постоянное членство в Совбезе ООН дает основание говорить, что ведущее место занимает Россия в системе международных отношений. Кратко перечислим преимущества этого статуса:
- Наш представитель в ООН может наложить «вето» на любую резолюцию ООН. Фактически без нашего согласия любое крупное международное событие – война, санкции против других стран, образования новых государств и др. – будет считаться незаконным с точки зрения международного права.
- Россия может инициировать многие вопросы в повестку дня Совета Безопасности ООН и др.
К сожалению, многие международные процессы происходят в обход ООН, что дает основания полагать о кризисе этой организации и обвинять ее в неспособности решать международные политические проблемы. Россия в системе международных отношений уже не играет той значимой роли, которую играл когда-то «единый и могучий» Союз.
Факторы влияния России на положение дел в мире
Постоянное членство в Совбезе ООН – не единственный инструмент влияния. Россия в системе международных отношений занимает одну из ключевых положений в силу следующих обстоятельств:
- Территория. Наша страна является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством.
- Расположение. Россия занимает благоприятную геополитическую позицию в центре Евразии. При грамотном ведении внешней политики можно сформировать наиболее выгодные экономические транзитные пути между «азиатскими тиграми» - Китаем, Южной Кореей и Японией – и Старым Светом.
- Сырье. Доля РФ в мировых запасах: нефть – 10-12 %, железо – 25 %, калийные соли – 31 %, газ – 30-35 % и др. Наша страна может влиять на мировые цены, объемы добычи мировых полезных ископаемых и др.
- Мощный ядерный потенциал, доставшийся нам от СССР и др.
Каково место России в системе международных отношений? Все вышеперечисленные факторы дают нам понять, что наша страна – влиятельная трансрегиональная держава и глобальная ядерная сверхдержава. Антироссийские санкции Запада, а также его политическое давление на нашу страну носят временный неконструктивный характер. Об этом заявляют не российские официальные власти, а лидеры ведущих западных стран. Надеемся, что ситуация в ближайшее время нормализуется. Попробуем смоделировать возможное будущее, исходя из геополитического самоопределения России.
Варианты будущего развития России
Для нашей страны возможны два альтернативных сценария развития:
- Она станет на инновационный путь развития, осуществит всестороннюю модернизацию, что приведет к утверждению демократического режима.
- Россия станет фактором дестабилизации положения на значительной части Евразии, что приведет к утверждению тоталитарного режима.
Третьего варианта быть не может. Мы либо развиваемся и становимся передовой развитой страной, либо обособляемся окончательно от остального мира. Второй вариант полностью повторяет судьбу СССР. К сожалению, многие независимые экономисты и политологи отмечают, что мы идет по второму пути и стали «полем анархии и хаоса, который распространяется на соседние регионы». К традиционным «советским» проблемам технической отсталости прибавились новые, ранее невиданные: навязывание православия, шовинизм и национализм на государственном уровне, который проявляется через построения так называемого «русского мира».
Россия в системе международных экономических отношений
Отойдем от политической сферы и разберем экономическую. Россия в системе международных финансовых отношений стала развиваться после вступления ее на международный фондовый рынок. Это событие, конечно, явилось положительным явлением для международной торговли, однако на нас, наоборот, оно оказало отрицательное воздействие. Причина в том, что мы не были готовы к резкому переходу в стадию «дикого капитализма» после «социализма с человеческим лицом». Горбачевская «перестройка» хоть и зарождала первые зачатки рыночной экономики, но основная масса населения растерялась в новых для себя условиях. Усугубляла положение и «шоковая терапия» нашего демократического правительства, которая била по карманам обычных граждан. Голод и нищета – символы эпохи переходного периода. Так продолжалось до финансового кризиса июля-августа 1998 года. Объявив дефолт, мы фактически разорили многих крупных иностранных инвесторов. Тем не менее после этих событий наша страна стала развиваться в духе капиталистической державы.
Проблемы экономической глобализации для России
Создание экономической свободы для капитала в совокупности с политической изоляцией нашей страны на международной арене приводит к огромнейшей проблеме для экономического развития государства: происходит «бегство капитала». Другими словами, многие предприниматели не заинтересованы в долгосрочном развитии России. Их цель – быстро сколотить состояние и вывести всю прибыль в иностранные банки. Так, отток капитала в 2008 году составлял 133,9 млрд долл., в 2009 г. – 56,9 млрд долл., в 2010-м – 33,6 млрд долл. и т. д. Антироссийские внешние санкции и внутреннее «закручивание гаек» только усилили эти процессы.
Вывод можно сделать неутешительный: переход к рыночной экономике для России оказался абсолютно убыточным. Только высокие цены на углеводороды в начале XXI века создали иллюзию развития и процветания. Все закончилось тогда, когда цены на них снова опустились до прежних отметок. Экономисты заявляют, что больше подобных подъемов ждать не стоит в связи с развитием альтернативных источников энергии.
Далее в статье немного вспомним историю и рассмотрим подобные процессы в разные исторические периоды.
Россия в XVII веке
Россия в системе международных отношений 17 века вела активную внешнюю политику. Ее цель – «собирание» исконно русских земель, которые отошли к Польше. В 1569 году была подписана Люблинская уния, по которой Польша и Княжество Литовское объединяются в новое государство – Речь Посполитую. Православное украинское и белорусское население в новом государстве подверглось тройному гнету: национальному, религиозному и феодальному. В результате это выливалось в крупные казацко-крестьянские бунты. После самого крупного из них – под предводительством Б. Хмельницкого – Россия вступает в войну с Речью Посполитой.
8 января 1654 года в городе Переяславле состоялся Совет (Рада), на котором было принято решение о воссоединении Украины и России. После этого весь XVII век наша страна отстаивала право на эти территории в ходе постоянных войн с Польшей, Крымом, Османской империей и даже Швецией. Только к концу XVII века эти страны признали Киев и всю левобережную Украину в подданстве у России, заключив несколько мирных договоров.
Россия в системе международных отношений: 18 век
В XVIII веке Россия стала мощным европейским государством. Это связано с именами «Великих правителей»: Петра I Великого, Елизаветы I Великой и Екатерины II Великой. Россия в XVIII веке достигла следующих результатов:
- Получила доступ к Черному и Балтийскому морям. Для этой цели велись долгие военные конфликты со Швецией и Турцией.
- Ускоренными темпами стала развиваться собственная промышленность, произошел отказ от импорта сырья, многих промышленных товаров и вооружения.
- Россия стала крупнейшим экспортером зерна.
- Наша страна окончательно присоединила себе все земли Руси. Это стало возможным после разделов (их было несколько) Речи Посполитой.
Нереализованные цели во внешней политике XVIII века
Стоит заметить, что планы наших правителей в XVIII веке были грандиозными:
- Создание единого православного европейского государства, в которое бы вошли все православные народы Европы.
- Выход в Средиземное море. Для этого необходимо было захватить два турецких пролива – Босфор и Дарданеллы.
- Россия должна была стать мировым культурным центром, а также ведущим центром мирового самодержавия. Именно поэтому наша страна приняла у себя всех «царствующих особ» Франции после их свержения в ходе Французской буржуазной революции, а также возложила на себя «обязанность наказать выскочку» – Наполеона Бонапарта.
Россия в XIX веке
Россия в системе международных отношений 19 века была втянута в процессы мировой промышленной интеграции. До середины века мы еще сохраняли консерватизм. Мы победили Наполеона, считались «жандармом Европы» и гарантом безопасности в мире. Однако ведущие европейские страны уже развивалась по промышленному капиталистическому пути. Отставание России от них с каждым годом становилось всё заметнее. Окончательно это стало понятно после Крымской войны 1853-1856 гг., в которой наших солдат истребляли с дальнего расстояния нарезные европейские ружья, дальнобойные орудия, а на море наш парусный флот уничтожался новейшими пароходами.
После этих событий Россия отказывается от активной внешней политики и открывает свои двери для международного иностранного капитала.