Южно-Уральская железная дорога: цифры, факты, история
Южно-Уральская железнодорожная магистраль является одной из крупнейших в России. Сегодня, как и на заре своей истории, она имеет важное значение для промышленности и пассажироперевозок.
Факты о ЮУЖД
Южно-Уральская железная дорога имеет суммарную протяженность порядка 8 тыс. км, из которых эксплуатационной длины 4545 км. Ее пути проходят по территории двух стран: России (по землям Челябинской, Оренбургской, Самарской, Курганской, Саратовской, Свердловской областей, Башкортостана) и Казахстана.
В 2003 году отделение Южно-Уральской железной дороги стало филиалом РЖД. Еще в 1971 году магистраль была отмечена орденом Октябрьской революции.
Ключевые станции ЮУЖД: Челябинск-Главный, Магнитогорск, Курган, Оренбург, Троицк, Орск, Бердяуш, Оренбург, Карталы, Петропавловск. Локомотивные депо находятся в Бузулуке, Кургане, Верхнем Уфалее, Златоусте, Троицке, Карталах, Орске, Оренбурге, Челябинске и Петропавловске, моторвагонные - в Челябинске, Кургане, Сакмарской области.
Более половины железнодорожной магистрали электрифицировано, устройства электрической централизации установлены на 85% стрелок. Также на всем протяжении железная дорога оснащена системами энерго-, электроснабжения, автоматики, телемеханики, телеснабжения.
На севере Южно-Уральская железная дорога соединяется с аналогичной Свердловской, на востоке - с Западно-Сибирской, на западе - с Куйбышевской, на юго-западе - с Приволжской, на юге - с железнодорожными магистралями Казахстана.
Статистика
Южно-Уральская железнодорожная магистраль в цифрах:
- Численность сотрудников (на 2016 г.): 40 951 чел.
- Перевезено пассажиров (2016 г.): пригородные маршруты - 6,7 млн, междугородние - 6,8 млн чел.
- Переправлено грузов (2016 г.): 295,4 млн т.
- Общая площадь обслуживаемого ж/д полотна - более 400 тыс. м2.
- 72 станции с 169 маневровыми локомотивами, из них 14 работают на электротяге, остальные - на тепловой.
- 219 станций имеют автосистему управления.
- Южно-Уральская железная дорога обладает 247 пунктами путевого развития. Из них 173 - промежуточные, 34 - грузовые, 21- разъездные, путевые посты, 13 - участковые, 5 - сортировочные и 1 пассажирский.
- По классности 247 станций ЮУЖД подразделяются на: 9 внеклассных, 10 первого класса, 18 - второго, 34 - третьего, 63 - четвертого, 92 - пятого, 21 - не имеющих классности.
- На всем полигоне магистрали 20 дистанций пути, 12 - электроснабжения, 10 - централизации, блокировки и сигнализации, а также имеются ПЧ ИССО (дистанция инженерных сооружений), ДИЦДМ (диагностика и мониторинг инфраструктурных устройств).
- 12 сортировочных горок, 11 из их числа механизированы.
- Железная дорога имеет 4 вагонных депо и 6 локомотивных.
К ЮУЖД также имеют отношение следующие элементы:
- Челябинский институт путей сообщения.
- Учебный центр ДМК.
- Два техникума железнодорожного транспорта.
- Три детских железнодорожной магистрали (Челябинск, Курган, Оренбург).
- Лечебно-оздоровительные базы отдыха.
- Ряд патронажных школ.
- Музей истории ЮУЖД (Челябинск, Цвиллинга, 63) и музей железнодорожной техники под открытым небом.
Промышленность и ЮУЖД
ЮУЖД выделяется не только тем, что находится на пересечении Европы и Азии, но и своей промышленной направленностью. 65% проходящих здесь составов именно товарные. В 2015 году грузооборот равнялся 163,8 млрд ткм.
Каждая из областей, через которые проходит Южно-Уральская железная дорога, отличается своим характером грузов:
- Курганская область - металлоконструкции, промсырье, оборудование, мука.
Оренбургская область - строительные грузы, химикаты, нефтепродукты, цветная руда, огнеупоры, черные металлы.
- Челябинская область - продукты черной металлургии (подавляющее число грузов от Магнитогорского металлургического комбината), огнеупоры, промсырье, строительные грузы, продовольственные, в т.ч. мука.
Управление Южно-Уральской железной дороги
Главный управляющий корпус находится в Челябинске, на Площади Революции, 3.
Руководство представлено на сегодня следующими лицами:
- Попов Виктор Алексеевич - начальник Южно-Уральской железной дороги.
- Чернов Сергей Сергеевич - первый зам.
- Сельменских Александр Викторович - 1-й зам. по финансам, экономике, административной координации.
- Храмцов Анатолий Михайлович - главный инженер.
- Смирнов Анатолий Васильевич - главный ревизор по безопасности передвижения составов.
- Жаров Сергей Иванович - зам. по социальным вопросам и кадрам.
- Дьяченко Михаил Евгеньевич - зам. по безопасности.
- Антонов Сергей Павлович - зам. по взаимодействию с властными структурами.
Начало истории железной дороги
История Южно-Уральской железной дороги тесно связана со строительством Великого Сибирского пути. Работы велись завидными темпами:
- 1888 г. - пущен поезд "Москва-Уфа".
- 1890 г. - открыто направление Уфа-Златоуст.
- 1892 г. - прибытие первого состава в Челябинск.
- 1893 г. - открыт путь Челябинск-Курган.
После открытия участка Курган-Омск в 1896 году Транссиб стал функционировать во всю мощь. Здесь курсировали 29 паровозов и свыше тысячи крытых вагонов и платформ. Грузооборот превысил ожидания царского правительства, отчего потребовалось проложить вторую линию путей. Так, в 1914 году он равнялся 5,4 млн тонн. Однако рейс Челябинск-Томск в то время длился целый месяц.
В Первую мировую войну магистраль оказалась полностью заброшенной.
Новая страница истории ЮУЖД
Возрождение началось в 1917 год после изгнания Красной армией Колчака. Проводилось оно поражающе быстрыми темпами. Уральские рабочие не только быстро восстановили подвижной путь, но и оказывали помощь другим дорогам.
В 1920 году был отремонтирован первый паровоз "Коммунар", который за 4 суток довез эшелон с хлебом до Москвы (ранее путь занимал до 12 суток).
В 1934 году сформировался современный участок ЮУЖД. Позднее были достроены дополнительные линии, вторые пути, часть магистрали оборудовали автоблокировкой. На участок прибыли мощные паровозы СО, ИС, ФД. Реконструкция, прошедшая в 1940 году, увеличила оборот грузов в 2,4 раза.
В военные годы работники ЮУЖД помогали фронту строительством бронепоездов, санитарных составов, вагонов-бань. После Победы началась электрификация дороги, на ряде участков ввели тепловозную тягу, а также достроили новые разветвления пути.
ЮУЖД, имеющая более чем столетнюю историю, сегодня является важным участком РЖД как для перевозки пассажиров, так и для перевозки грузов, ведь она проходит по территории промышленных регионов-доноров нашей страны.