Массовое мероприятие: организация, места проведения, обеспечение безопасности
Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.
Классификация массовых мероприятий
Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:
По целям и задачам:
- культурные;
- спортивные;
- зрелищные;
- рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
- деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
- духовные: молебны, шествия и другие.
По содержанию:
- общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
- политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
- культурные: народные гуляния, фестивали;
- спортивные;
- событийные: выставки, показы и прочее;
По значимости:
- международные;
- государственные;
- региональные;
- местные;
- локальные;
- частные.
По способу возникновения:
- заранее подготовленные, запланированные;
- стихийные.
По месту проведения:
- в помещениях и специальных сооружениях;
- на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).
По периодичности проведения:
- повседневные;
- сезонные;
- периодические;
- разовые.
По доступности:
- свободного доступа;
- с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).
По уровню безопасности:
- высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
- первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
- второй категории (без участия VIP).
Организация и подготовка массового мероприятия
Организация массовых мероприятий – сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.
При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.
Собрание людей подобно водному потоку – в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.
Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).
Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.
Законодательная база
Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции, 192-ФЗ, 57-ФЗ, 329-ФЗ.
Выбор места проведения
Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:
- помещения;
- сооружения;
- улицы;
- площади;
- спортивные арены;
- парки;
- скверы;
- загородные участки и прочее.
В двух словах – где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.
Законодательные ограничения в выборе места проведения
Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание – от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:
- опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
- путепроводов;
- нефтепроводов;
- газопроводов;
- линий электропередач, высоковольтных станций;
- телевизионных и радиовышек;
- воинских частей;
- исправительных и иных учреждений;
- детских площадок.
А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.
Публичные мероприятия
Существует понятие «публичное мероприятие». Это массовое мероприятие подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:
- собрание, митинг;
- демонстрация, шествие;
- пикетирование.
В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).
Культурно-массовые мероприятия
Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение – духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:
- гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
- образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
- развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
- воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
- социальное, дающее стимул к социальной активности;
- художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.
Культурно-массовые мероприятия – это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.
Спортивно-массовые мероприятия
Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия – свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.
Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой – хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.
Здоровье нации - первостепенная государственная задача
Здоровье человека – это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура – одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), – «в здоровом теле – здоровый дух».
Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.
Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» - это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.
Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?