Масло для компрессоров поршневых, воздушных, винтовых: как выбрать

Стабильная работа компрессора зависит от характера его эксплуатации, качества комплектующих и оборудования, которое он обслуживает. При этом независимо от типа агрегата важнейшую роль в поддержании рабочего ресурса играет масло. Смазывающая детали жидкость важна для любой механики, а компрессор с его элементной базой в этом плане особенно чувствителен. Производители промышленной химии выпускают разные составы, которые предназначаются для конкретных групп оборудования. Остается лишь правильно выбрать масло для компрессоров и не забывать о его регулярном обновлении в соответствии с рекомендацией изготовителя.

Какие функции выполняет компрессорное масло?

Главная задача, которую выполняет почти любое техническое масло, заключается в сохранении физического состояния рабочей группы. Иными словами, жидкость минимизирует эффект трения, благодаря чему детали сохраняют свою форму и эксплуатационные свойства. Кроме этого, в зависимости от состава масло для компрессоров может обеспечивать и эффект заполнения технологических зазоров, что обеспечивает уплотнение рабочего пространства и положительно отражается на функции некоторых механизмов. Модифицированные средства могут также давать и охлаждающий эффект – в этом случае агрегат будет предохранен от перегревов, что исключит риск аварии.

Конкретный набор эффектов, которые дает тот или иной состав, в немалой степени определяется присадками. Технологи совершенствуют смазывающие компоненты, в результате чего может отмечаться также снижение риска детонации двигателя и увеличение стойкости элементов к окислению. Но в долговременном режиме добиться сохранения агрегата можно только при условии своевременной замены жидкости. Например, компрессорное масло для поршневых компрессоров после первой заливки меняется в среднем через 75 ч рабочего времени. Последующие обновления производятся с промежутками в 250-300 ч.

Составы для поршневого компрессора

Для составов этой категории производители применяют особые добавки, повышающие термостойкость конструкции оборудования. Эта необходимость обусловлена техническим устройством поршневых компрессоров как таковых. Дело в том, что рабочий такт агрегата сопровождается выделением высокоградусного тепла. Горячие потоки воздействуют на масло в результате контакта со сжатыми газовыми смесями, которые тоже прогреваются до высоких температур. Поэтому кроме основных рабочих качеств в виде защиты деталей компрессорное масло для поршневых компрессоров должно обеспечивать и собственную стойкость в условиях температурной среды порядка 180 °C. В ином случае появляется риск образования нагара на металлических поверхностях. Для защиты от подобных явлений в составы таких масел добавляются и антипригарные присадки, и добавки, обеспечивающие термоокислительную стабильность.

Составы для винтовых моделей

В работе винтового компрессора важную роль имеет механический контакт между деталями. Поэтому смазывающие жидкости ориентируются на обеспечение уплотнительного эффекта, благодаря которому смягчается жесткость ударов и соприкосновений элементов конструкции. Иными словами, масло для компрессоров такого типа заполняет лишние зазоры, тем самым исключая биение зубьев и впадин между собой. Во всяком случае, достигается демпфирующий эффект, благодаря которому также сохраняется ресурс элементной базы. Для обеспечения оптимального уплотнения технологи повышают вязкость состава – средние по характеристикам смеси имеют 7 мм2/с по данному значению. Но и это не все особенности таких составов. Жидкость обеспечивает достаточное охлаждение, что минимизирует риски перегрева. Как и в случае с поршневыми агрегатами, винтовые компрессоры работают при высоких температурах, поэтому возникает потребность в охлаждении.

Масло для воздушного компрессора

Для воздушных агрегатов обычно применяется то же масло, что и для поршневых. Например, оптимальным вариантом может стать состав с высокими показателями защиты от окисления и повышенной температурной стойкостью. Что еще важно, опытные механики рекомендуют отказываться от средств с повышенным содержанием серы. Особенно это касается компрессорных станций, которые работают с оборудованием при средних и высоких значениях давления. Если говорить об особенностях, то специализированное масло для воздушного компрессора в современных линейках автохимии также содержит композитные присадки, улучшающие базовые рабочие качества смесей. Прежде всего это касается защитных свойств самой жидкости, которая длительное время не утрачивает своих функциональных свойств.

Синтетическое или минеральное?

Как и в случае с традиционными машинными маслами, в сегменте расходников для компрессоров также существует разделение на минеральные составы и синтетические. Соответственно, минеральное средство отличается низкой ценой, грубым составом, скромными эксплуатационными свойствами и непродолжительной рабочей функцией. Такие составы рекомендуются для оборудования, которое редко задействуется в работе. Как правило, его используют в бытовых условиях или мастерских. В свою очередь, минеральное масло для компрессора подойдет тем, кто планирует извлечь из установки максимальный рабочий эффект в условиях производства, при этом сохранив элементную базу от быстрого износа, деформации и разрушения. Синтетика характеризуется стабильностью в работе, высокой вязкостью, температурной стойкостью, но также и немалым ценником.

Как выбирать масло для компрессоров по характеристикам?

Начинать выбор стоит с объема. Чаще всего продают 1-литровые бутыли, которых достаточно не только для разовой замены, но и для периодической доливки. Это оптимальный объем, если обслуживается один компрессор. Тары объемом более 5 л, к примеру, используют для обслуживания нескольких агрегатов, эксплуатируемых на производстве. Далее оценивается температура нагрева. Как говорилось выше, оптимальной является стойкость при 180 °C. Качественное масло синтетическое для компрессора способно выполнять свои задачи и при 220 °C. Для сравнения, минеральные составы редко выдерживают тепловую нагрузку при 100 °C. Также имеет значение и температура замерзания, которая взаимосвязана с вязкостью. Синтетические масла продолжают работать и при -30 °C, а для минеральных смесей критическим считается предел в -10 °C.

Производители масел

Специалисты рекомендуют обращать внимание на продукцию от самих производителей компрессоров, которые хорошо знакомы с конструкциями целевого объекта и поэтому предлагают наиболее качественные решения. В этой линейке стоит отметить FUBAG, Abac, Metabo и др. Также славится неплохим качеством масло для компрессора Shell, которое выполняется на основе триэфиров. В российском же сегменте выбор не столь богат. Достойную альтернативу иностранной продукции, в частности, предлагает марка «Зубр».

Заключение

Будет неправильно полагать, что регулярная смазка технической жидкостью требуется только для компрессоров, используемых в строительстве и на производствах. Даже эпизодическая эксплуатация пневмоинструмента, который задействует минимальные объемы сжатого воздуха, активизирует рабочую основу станции. Соответственно, в хозяйстве всегда должно быть пусть недорогое, но подходящее по параметрам масло компрессорное. Цена к тому же не так велика – 1 л, например, можно приобрести за 200-300 руб. Зато его хватит на долгое время. Если же речь идет именно о полноценной и регулярной эксплуатации компрессора, то к обеспечению смазки надо подходить серьезнее. К примеру, ориентироваться следует только на синтетические составы от крупных вышеупомянутых изготовителей. Это важно не только с точки зрения сохранения эксплуатационного ресурса отдельных узлов и деталей, но и как обязательная мера повышения безопасности оборудования непосредственно в рамках рабочего процесса.

Комментарии