Коллегиальные органы управления - это что такое?

Различные типы организационных структур в своей повседневной деятельности могут осуществлять коллективное управление. Для этого создаются коллегиальные органы управления – это могут быть как различные советы или комиссии, так и профессиональные комитеты. Данные коллегии бывают постоянными или временными, имеют разный уровень полномочий, отличаются статусом и выполняют разнообразные задачи организации. Зачастую данные органы наделены правами на принятие определенных решений в зависимости от уровня их компетенции, также они могут руководить самостоятельно или назначать исполнительного директора. Нередко такие коллегии выполняют совещательные функции, предоставляя руководителю обоснованные суждения по различным вопросам.

Понятие коллегиальности

Термин «коллегиальность» произошел от латинского слова collegium, которое в переводе означает "товарищество". Коллегиальность характерна для разнообразных коммерческих и некоммерческих организаций, различных государственных структур, включающих судебную, исполнительную и законодательную власть, политических партий и проявляется как совместное обсуждение группой представителей с последующим принятием решения, вынесенного из высказанных мнений и предложений.

Совет из круга лиц, принимающих такие решения, носит название «коллегия» или «коллегиальный орган». Коллегии принимают решение по различным вопросам (выполнению конкретных задач, координированию работы, ликвидации проблем) на собрании группой уполномоченных или должностных представителей.

Все коллегиальные органы управления организацией должны быть строго структурированы: в обязательном порядке необходимо наличие документа о его создании и положения о коллегии, а также аппарата управления, который состоит из секретаря и председателя. Практически все заседания органов заносятся в протокол. Для осуществления текущей деятельности коллегии составляется и утверждается определенный план. К распорядительным документам коллегиального органа относятся всевозможные решения и постановления.

Историческая справка

Необходимость возникновения коллегиальных органов исторически была обусловлена следующими факторами:

  • потребность в контроле представителей исполнительной власти;
  • учет интересов всех собравшихся членов;
  • потребность в судебной и законодательной власти;
  • минимизация риска возникновения погрешности в принимаемых решениях;
  • внедрение современного опыта и передовых знаний.

Коллегиальные органы управления - это противоположность единоначалия, применяемая в том числе и для исключения человеческого фактора.

Официально подтверждено, что самая первая коллегия – это институт магистратов, который возник ещё в IV веке до нашей эры в Древнем Риме. При этих магистратах были основаны коллегии из десяти человек – децемвиры, имеющие полномочия законодательной власти. Образование данного института являлось компромиссным решением, принятым для учета интересов всех классов общества.

Политика коммунистической партии Советского Союза также была ориентирована на создание коллегий с единоличной ответственностью. По мнению В. И. Ульянова (Ленина), такое сочетание выступает гарантом исключения субъективного подхода и предотвращения возникновения ошибок, применения имеющихся знаний и опыта всех участвующих в обсуждении лиц и полной ответственности представителей, выносящих коллективное решение.

Виды коллегиальных органов

Группы участников собрания могут управлять организационной структурой или выполнять в ней какие-либо управленческие задачи. Исходя из своего предназначения, коллегиальные органы управления организацией подразделяются на совещательные, органы управления и исполнительные.

Совещательные

В госуправлении наиболее часто встречаются совещательные органы, которые включают в себя общественные коллегии, комиссии и советы. В круг задач, рассматриваемых этими собраниями, входят обсуждение вариантов управленческих стратегий, постановка вопросов и выбор наилучшего решения, исследование и анализ проблем с последующим поиском выхода из положения.

Коллегиальность в этом случае играет немаловажную роль: она позволяет учесть мнение каждого члена, состоящего в сообществе, объединить коллективные опыт и знания, изучить всевозможные нюансы проблемы с опорой на интересы каждого представителя. Но несмотря на то, что рассмотрением всех вопросов и разработкой рекомендаций занимается состав коллегиального органа управления, конечное принятие решения возлагается именно на руководителя учреждения.

Органы управления

Все представители органа управления обладают равными обязанностями и правами при анализе вопросов, входящих в сферу компетенции этого собрания. Решения данной коллегии являются обязательными для всех членов организации. Но даже при такой организации состав коллегии включает лицо, являющееся генеральным директором, который в обязательном порядке отчитывается перед органом управления и полностью подчиняется ему.

Обычно подобные органы управляют учреждением на высшем уровне (например, собрание учредителей строительного комплекса). Такие коллегии могут рассматривать вопросы на самом глобальном уровне, вплоть до ликвидации и реорганизации предприятия.

Исполнительные

Все исполнительные органы управления (единоличный, коллегиальный) осуществляют оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом.

Участники коллегиального органа во главе с единоличным исполнительным органом непосредственно руководят организацией. У генерального директора нет полномочий на вынесение решений независимо от исполнительной коллегии.

Сам единоличный исполнительный орган должен действовать от имени организации на основании ее устава, он имеет право на урегулирование всех вопросов, выходящих за рамки правомочий других органов учреждения.

В качестве примера исполнительного органа можно привести совет директоров. Данный коллегиальный орган управления общества используется в коммерческих организациях, крупных промышленных корпорациях, концернах и других предпринимательских структурах. Он решает вопросы финансового обеспечения, покупки-продажи акций, модернизации и обеспечивает контроль текущей работы предприятия.

В целом, в зависимости от вида коллегиального органа итоговый выбор решения происходит либо посредством голосования, либо единолично руководителем. Форма коллегиальности – совещательная или решающая – определяется нормативно-правовыми актами в госструктурах или уставом в организациях.

Коллегии государственного управления

Органы госуправления наделены общественной формой власти, это самостоятельные политические учреждения, имеющие определенную область влияния и наделенные государственно-властными правомочиями. Они издают законные акты, подлежащие исполнению в принудительном порядке. Коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление, должен обеспечивать надзор над выполнением принятых решений и в случае их несоблюдения применять санкции к нарушителям. В то же время деятельность государственного аппарата четко ограничивается пределами его компетенции, регулируемыми нормативно-правовыми актами, выходить за которые он не имеет права.

К основным чертам государственного управления относятся:

  • полномочия государственной власти;
  • вхождение в состав государственного аппарата;
  • осуществление задач и целей от имени страны;
  • строго прописанный государственными законами порядок образования;
  • конкретное разграничение структуры и определенный уровень компетенции;
  • отчетность перед государством за свою работу;
  • осуществление управления;
  • реализация функций исполнительно-распорядительного госаппарата.

Разновидности государственных коллегий

Государственные организационные структуры подразделяются на несколько ветвей, которые, в свою очередь, также включают в свой состав определенные коллегии.

1. Исполнительная власть характеризуется наличием следующих коллегий:

  • муниципальный совет – создан для осуществления местного самоуправления;
  • совет министров – образован по аналогии с советским кабинетом министров;
  • совет министерства;
  • кабинет министров – высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления.

В зависимости от характера наделенных полномочий исполнительные органы бывают следующих видов:

  • органы межотраслевой компетенции, выполняющие общие для всех сфер управления функции (Министерство экономики РФ);
  • органы общей компетенции, к которым относятся администрации субъектов РФ и правительства, осуществляющие управление подведомственной территорией и обеспечивающие социально-экономическое и культурное становление;
  • органы отраслевой компетенции, контролирующие одну из подвластных отраслей (Министерство здравоохранения РФ).

2. В состав законодательной власти, с учетом их государственной принадлежности, также входят коллегиальные органы управления. Это:

  • национальная ассамблея, встречающаяся в некоторых странах;
  • сенат;
  • парламент.

3. Структура судебного аппарата власти включает в себя:

  • Высшую квалификационную коллегию судей, учитывая принадлежность к определенной стране.
  • Верховный судебный совет.

4. К коллегиальным органам управления относятся также коллегии, созданные для взаимодействия нескольких государств в области политических отношений между странами, например Североатлантический совет – коллегия НАТО.

Коллегия ООО

Уставом обществ может предусматриваться образование коллегии обществ с ограниченной ответственностью (это может быть совет директоров или наблюдательный) с последующим возложением на нее контроля деятельности исполнительных органов и прочих обязанностей. Однако создание коллегиального органа не является обязательным условием существования организации.

В № 312-ФЗ от 30.12.2008 года устанавливается компетенция коллегиального органа управления ООО, которая охватывает:

  • регулирование направлений деятельности организации;
  • формирование исполнительных органов учреждения, прекращение их полномочий и передача прав ИП или организации;
  • определение размера вознаграждения субъектам исполнительной структуры общества;
  • одобрение аудиторской проверки, расчет размера оплаты услуг аудитора;
  • рассмотрение и принятие внутренних документов;
  • учреждение филиалов и представительств;
  • анализ вопросов об одобрении торговых сделок, включая крупные;
  • решение проблем подготовки и проведения совместного собрания всех членов учреждения;
  • иные вопросы, не входящие в сферу правоспособности исполнительных органов и общего собрания всех членов учреждения.

По закону № 99-ФЗ некоторые задачи, решаемые на уровне общего собрания, могут быть переданы на обсуждение коллегией. Исключениями из закона являются: внесение поправок в устав, утверждение документов, не являющихся учредительными, повышение размера уставного капитала за счет привлечения денежных средств извне, формирование иных органов управления, ликвидация предприятия.

Коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий управление обществом, предоставляет участникам данной коллегии следующие права:

  • получение информации о деятельности учреждения, неограниченная возможность доступа к бухгалтерской и иной документации;
  • оспаривание совершенных обществом сделок на основании ФЗ об ООО или статьи 174 ГК РФ;
  • требование компенсации причиненных организации убытков согласно статье 53.1 ГК РФ.

Численность участников исполнительных органов не должна превышать четверти членов коллегиального собрания. Коллегиальные исполнительные органы управления могут назначать своего руководителя, который, однако, не имеет права возглавлять общее коллегиальное собрание.

Коллегии вооруженных сил

Учитывая принадлежность к определенному государству, выделяются следующие совещательные органы:

  • суд офицерской чести, назначение которого можно понять из наименования – он создан для охраны достоинства офицеров;
  • военный совет – название имеет историческое происхождение.

В вооруженных силах существуют и коллегиальные исполнительные органы управления. Примером является Министерство обороны РФ.

Принцип управления вооруженными силами во всех странах основан на единоначалии – заседания проходят в форме совещания и имеют рекомендательный характер. Для обсуждения обстановки и действующих боевых приказов с учетом мнения всех командиров подразделений организуются штабные собрания на разных уровнях соединений и воинских частей.

Бывают случаи, когда позиция коллегии ограничивает единоначалие руководителя. Например, на суде офицерской чести взгляды командира не влияют на общее решение членов собрания, начальник может только подать апелляцию.

Управление в образовании

Согласно статье 26 ФЗ № 273, образовательной организацией должен управлять единоличный руководитель – директор, заведующий или ректор. В конце данного закона описываются коллегиальные органы управления образованием, которые подразделяются на факультативные и обязательные.

Среди факультативных органов управления наблюдаются:

  • попечительский совет, контролирующий расходование денежных средств материальной помощи;
  • наблюдательный совет – коллегия, осуществляющая контрольно-надзорные функции;
  • управляющий совет, состоящий из родителей учащихся и принимающий обязательные для администрации учреждения решения.

Обязательным коллегиальным органом управления является педагогический совет, собираемый из преподавателей, которые решают текущие вопросы деятельности заведения в целом и организации учебного процесса, в частности относительно качества знаний учащихся и повышения квалификации учителей. Также сюда входит и собрание работников организации, обсуждающее профессиональные, трудовые и экономические вопросы, которые касаются отношений работник-начальник.

Коллегии в других сферах деятельности

Некоторые коллегии не существуют постоянно в виде органа управления. Все рабочие совещания происходят по мере необходимости для решения конкретных задач.

В системе здравоохранения коллегиальные органы управления – это консилиумы, представляющие собой собрание докторов по постановке диагноза и лечению каждого отдельно взятого больного в спорных случаях.

Существуют и органы религиозного управления – это:

  • совет улемов – собрание членов исламских государств, которое обладает полномочиями не только решать вопросы духовенства, но и функционировать как законодательная властная структура;
  • конклав, собираемый в католической церкви из кардиналов на выборах Папы Римского.

В разных видах спорта постановка оценок выступлению спортсменов осуществляется судейской коллегией (или судейской командой).

Подводя итоги, можно сказать, что коллегиальным органом управления является группа лиц, наделенная рядом полномочий на рассмотрение вопросов в пределах своей компетенции. В зависимости от прописанного в уставе учреждения типа коллегии ее рекомендации могут носить совещательный или обязательный характер. Совещательная форма коллегиальности используется для предоставления определенных предложений вышестоящему руководству. Решающая форма коллегиальности внедряет в жизнь принятые постановления независимо от председателя собрания.

Коллегии встречаются практически во всех отраслях деятельности человеческого общества. Это связано с тем, что совместное решение вопросов имеет множество преимуществ, позволяя учитывать интересы всех представителей и минимизируя риск совершения грубых ошибок, что в целом ведет к эффективности и результативности разрешения проблем.

Комментарии